Этико-социологическая оценка отношения к вакцинации в молодежной среде России


Алена Димитриевна Доника, Павел Робертович Ягупов, Ансгар Климке, Роберт Павлович Ягупов

Волгоградский государственный медицинский университет, г.Волгоград, Россия Волгоградский медицинский научный центр, г.Волгоград, Россия Клиника Витос Хохтаунс, г.Бад-Хомбург, Германия Волгоградский областной онкологический центр, Волгоград, Россия

Резюме

Аннотация. Затянувшаяся пандемия COVID-19 на фоне дефицита государственных ресурсов в сфере здравоохранения, вызвала волну псевдонаучной информации в интернет-пространстве. Особенно подвержена такому влиянию молодежная среда, коммуникация в которой носит характер информационного хаоса. Для оценки отношения к вакцинации в молодежной среде России проведено социологическое исследование (N= 480, средний возраст 20,8±1,41). Согласно полученным данным 36,71% респондентов категорически против личной вакцинации. В то же время только 65,71% студентов, давших отрицательный ответ, смогли объяснить свою позицию. Полученные результаты демонстрируют тенденцию к формированию в молодежной среде социально негативной моды - «вакцин-диссидентов». Проведен сравнительный анализ по проблеме отношения к вакцинированию в странах Европы. Рассмотрены официальные механизмы, предлагаемые ВОЗ для достижения справедливого доступа к вакцинам, в частности, на примере Декларации о равном доступе к вакцинированию 2021 г. Показано, что принципиальная разница состоит в том, что стигматизация не вакцинированных за рубежом может быть спровоцирована неравенством к доступу вакцин, а не является протестным проявлением инфодемии, как среди молодежи России. В связи с этим возрастает востребованность социолого-психологического сопровождения профессионального образования, где в условиях образовательной среды представляется наиболее реальным и социологический мониторинг и нравственно-психологическая коррекция. В таких условиях возрастает востребованность гуманитарного образования в медицинских вузах, позволяющего ориентировать на этические нормы и нравственные ценности профессии в рамках учебного процесса.


Ключевые слова: пандемия, вакцинирование, биоэтика, социальные группы

Abstract

Abstract. The prolonged COVID-19 pandemic on the background of a shortage of state resources in the healthcare sphere, caused a wave of pseudoscientific information in the Internet. The youth environment is particularly susceptible to such influence, communication in which has the character of information chaos. To assess the attitude to vaccination in the youth environment of Russia, a sociological study was conducted (N= 480, average age 20.8±1.41). According to the data obtained, 36.71% of respondents are categorically against personal vaccination. At the same time, only 65.71% of students who gave a negative answer were able to explain their position. The obtained results demonstrate a tendency to the formation of a socially negative "fashion" among young people - "dissident-vaccines". It is shown that the fundamental difference is that the stigmatization of those who are not vaccinated abroad can be provoked by inequality in access to vaccines, and not a protest manifestation of infodemia, as among young people of Russia. Because of this, the demand for socio-psychological support of vocational education is increasing, where in the conditions of the educational environment, sociological monitoring, moral and psychological correction seems to be the most realistic. In such conditions, the demand for humanitarian education in medical universities is increasing, which allow to focus on ethical norms and moral values of the profession within the educational process.


Keywords: pandemic, vaccination, bioethics, social groups

Контакты: addonika@yandex.ru