УРОКИ ПАНДЕМИИ: ЭТИКА БЕЗОПАСНОСТИ


А.В. Филиппов, А.Д. Доника, А.М. Островский

Волгоград, ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России; Гомель, Гомельский государственный медицинский университет

Резюме

Подведение промежуточных итогов в борьбе с пандемией COVID-19 обуславливает мультидисциплинарный подход к изучению проблемы безопасности для всех сфер жизни общества. Проведенный анализ приоритета научных публикаций, проведенный на платформе информационного ресурса «КиберЛенинка», показал, что основной интерес исследователей вызывают медицинская и информационная безопасность. Учитывая тенденцию отставания правовых норм от этических, и специфику правового сопровождения этих сфер жизни социума, была разработана рабочая гипотеза, основанная на предположении, что экспликация этических вызовов в период пандемии COVID-19 определит стратегию социальной политики в этих приоритетных направлениях. В работе применялись количественные и качественные социологические методы (контент-анализ, кейс-стади, опрос). Использованы фрагменты социологических исследований, выполненных в коллаборации на базах Волгоградского и Гомельского государственных медицинских университетов. Полученные результаты демонстрируют этические деформации в медицинской и, в целом, в социальной сфере. В условиях пандемии обострилась проблема уязвимости социально незащищенных групп. Нарушаются основные нравственные постулаты этики ухода в отношении пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями и маломобильных пациентов. Экстремальные условия, в которых оказалась национальная система здравоохранения, стали восприниматься в профессиональной группе медицинских специалистов как «смягчающие обстоятельства», позволяющие в условиях выживания пренебрегать не только врачебной этикой, но и законом. Эти тенденции нашли свое отражение и в сознании будущих врачей, что требует укрепления позиций дисциплин гуманитарного блока в учебных планах профессионального образования. Отмеченные тенденции носят интернациональный характер, что определяет возможную имплементацию подходов, разработанных в процессе международной коллаборации, в практику гуманитарного национального профессионального образования.


Ключевые слова: этика, безопасность, профессиональная группа врачей, пандемия, гуманитарное образование.

Abstract

Summing up the interim results in the fight against the COVID-19 pandemic determines a multidisciplinary approach to studying the problem of security for all spheres of society. The analysis of the priority of scientific publications carried out on the platform of the information resource CyberLeninka showed that the main interest of researchers is medical and information security. Taking into account the tendency for legal norms to lag behind ethical ones, and the specifics of the legal support of these spheres of social life, a working hypothesis was developed based on the assumption that the explication of ethical challenges during the COVID-19 pandemic will determine the strategy of social policy in these priority areas. Quantitative and qualitative sociological methods (content analysis, case study, survey) were used in the work. Fragments of sociological research carried out in collaboration based on the Volgograd and Gomel State Medical Universities are used. The results obtained demonstrate ethical deformations in the medical and, in general, in the social sphere. In the context of the pandemic, the problem of the vulnerability of socially unprotected groups has become more acute. The basic moral tenets of the ethics of care are violated in relation to patients with severe concomitant diseases and patients with limited mobility. The extreme conditions which the national health care system found itself began to be perceived in the professional group of medical specialists as "extenuating circumstances" allowing, in conditions of survival, to neglect not only medical ethics, but also the law. These tendencies are reflected in the minds of future doctors, which requires strengthening the positions of the humanitarian block of disciplines in the curricula of professional education. The tendencies noted have an international nature, which determines the possible implementation of the approaches developed in the process of international collaboration into the practice of humanitarian national professional education.


Keywords: ethics, safety, professional group of doctors, pandemic, humanitarian education.

Контакты: fav-aleksei@yandex.ru