Межкультурная коммуникация в области здравоохранения


В.В. Жура, А.П. Утешева

Доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка, Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, ВолгГМУ

Резюме

В современных реалиях наблюдается устойчивая тенденция к актуализации в межкультурном общении в области здраво-охранения такого принципа биоэтики, как социальная справедливость. Учет культурных различий пациентов, принадлежащих к разным этническим группам, становится гарантией соблюдения права человека на медицинскую помощь и сохранение здоровья.
Выявлены наиболее уязвимые группы пациентов – иммигранты и представители социальных меньшинств. Обращаясь за медицинской помощью, они сталкиваются с такими коммуникативными помехами, как культурный и языковой барьеры, низкий социально-экономический статус, недостаточный уровень образования, которые затрудняют предоставление им эффективной медицинской помощи. Один из основных способов решения данной проблемы состоит в повышении уровня культурной компетенции медицинских работников и применении пациент-центрированного подхода. Для этой цели разрабатываются учебные курсы по повышению культурной компетенции для студентов медицинских учебных заведений.


Ключевые слова: биоэтика, социальная справедливость, межкультурная коммуникация, иммигранты, культурная компетенция, пациент-центрированный подход.

Abstract

Tоday there is a strong tendency to incorporate the bioethical principle of social justice in healthcare in cross-cultural communication. Considering cultural differences makes it possible to ensure that the human right to medical care and wellbeing is fully respected. Several types of most vulnerable populations were identified – immigrants and social minorities. When seeking medical care they face a number of problems such as culture and language barriers, lower socio-economic status, lack of literacy, which impede effective communication and care provision. The most promising ways of coping with the problem are developing cultural competence and practicing a patient-centered approach. New curricula aiming at raising cultural awareness have been elaborated for practical use in medical schools.


Keywords: bioethics, social justice, cross-cultural communication, immigrants, cultural competence, patient centeredness.

Контакты: vvzhura@gmail.com