ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


Алёшина Н.Ф., Питерская Н.В., Старикова И.В., Радышевская Т.Н.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России; г. Волгоград

Резюме

Внедрение принципов врачебной деонтологии при обучении студентов проводится сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии на практических занятиях, лекциях, во время работы студенческих научных кружков и вечерней студенческой поликлиники, а также во внеаудиторное время в процессе кураторской работы преподавателей. На практических занятиях преподаватель уделяет внимание усвоению студентами не только теоретических знаний и практических навыков, но и деонтологических принципов по отношению к пациенту: уважение, вежливое обращение, которое помогает завоевать доверие пациента, установить хороший контакт, во многом помогающий успешно провести обследование пациента, поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение. Решение ситуационных задач выявляет способность студентов к обобщению результатов, проведению дифференциальной диагностики со схожими заболеваниями, назначению дополнительных методов обследования, что развивает клиническое мышление, умение тактично и грамотно составить вопросы для выявления анамнеза и жалоб пациента с учетом его эмоционального состояния и результатов объективного обследования. Цель такого обучения направлена на воспитание у студентов чувства долга и ответственности перед пациентами и коллегами.
Закрепление и углубление знаний по деонтологии достигается не только с помощью решения ситуационных задач, но и решением тестовых заданий, работы над рефератами по предложенной теме под руководством преподавателя, а также при подготовке к выступлениям на студенческих научно-практических конференциях и участии в студенческих Олимпиадах.
Интерактивные методы обучения способствуют улучшению качества подготовки будущих специалистов, позволяют учиться взаимодействовать между собой. С помощью таких методик преподавания происходит формирование познавательных и профессиональных мотивов, развитие системного мышления будущего врача-стоматолога в соответствии с основными компетенциями.


Ключевые слова: деонтология, ролевые игры, студенты, интерактивные методы обучения.

Abstract

The introduction of the principles of medical ethics in teaching students is carried out by the staff of the Department of Therapeutic Dentistry in practical classes, lectures, during the work of student scientific circles and evening student polyclinics, as well as during extracurricular time in the process of curatorial work of teachers. During practical classes, the teacher pays attention to students not only theoretical knowledge and practical skills, but also deontological principles in relation to the patient: respect, polite treatment, which helps to gain the patient’s trust, to establish good contact, in many respects helping to conduct a successful examination of the patient, to put the right diagnosis and prescribe effective treatment. Solving situational problems reveals the ability of students to generalize results, conduct differential diagnostics with similar diseases, assign additional examination methods, which develops clinical thinking, the ability to tactfully and competently compose questions to identify the patient’s history and complaints, taking into account his emotional state and the results of an objective examination. The purpose of such training is aimed at educating students of a sense of duty and responsibility towards patients and colleagues.
The consolidation and deepening of knowledge in deontology is achieved not only by solving situational problems, but also by solving test tasks, working on essays on the proposed topic under the guidance of a teacher, as well as preparing for performances at student scientific and practical conferences and participating in student Olympiads.
Interactive teaching methods contribute to the improvement of the quality of training of future specialists, allow learning to interact with each other. With the help of such teaching methods, the formation of cognitive and professional motives, the development of systemic thinking of the future dentist in accordance with the core competencies, takes place.


Keywords: deontology, role-playing games, students, interactive teaching methods.

Контакты: alyoshinanf@yandex.ru