СУДЬБА БИОЭТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОД УГРОЗОЙ


Н.Н.Седова

г.Волгоград, ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России

Резюме

Преподавание биоэтики в медицинских вузах России в настоящее время искусственно ограничивают. Это связано с финансовыми проблемами вузов. Но, решая их, мы провоцируем появление отдаленных негативных последствий. Они будут выражаться в этической некомпетентности будущих врачей, на которую уже сейчас жалуются пациенты. В связи с внедрением в медицинскую практику новых биотехнологий резко возрастает роль этической экспертизы их применения. Отсутствие биоэтической подготовки у выпускников вузов не позволит проводить такую экспертизу качественно. Это влечет за собой риски как для отдельных пациентов, так и для системы здравоохранения в целом. Необходимо повысить статус биоэтики как обязательной дисциплины в подготовке будущих врачей, создать адекватное современным требованиям научно-методическое обеспечение учебных курсов по данной дисциплине, согласовать примерные программы и организовать подготовку квалифицированных кадров преподавателей. Автор предлагает провести совещание заведующих кафедрами социальных и гуманитарных дисциплин медицинских вузов для обсуждения этих и других аналогичных проблеем гуманитарной подготовки будущих врачей.


Ключевые слова: медицинское образование, социально-гуманитарные дисциплины, биоэтика, примерные программы, профессиональные компетенции, социальные риски дегуманизации медицинского образования.

Abstract

Teaching bioethics in medical universities in Russia is currently artificially restricted. This is due to the financial problems of universities. But solving them we provoke the appearance of distant negative consequences. They will be expressed in the ethical incompetence of future doctors to which patients are already complaining. In connection with the introduction of new biotechnologies into medical practice the role of the ethical expertise of their application sharply increases. The lack of bioethical training among university graduates will not allow to carry out this expertise qualitatively. This entails risks for both individual patients and the health care system as a whole. It is necessary to raise the status of bioethics as a compulsory discipline in the training of future doctors, create scientific and methodical support for the training courses in this discipline that is adequate to modern requirements, agree on model programs and organize the training of qualified teachers. The author proposes to hold a meeting of the heads of social and humanitarian disciplines of medical universities to discuss these and other similar problems of the humanitarian training of future doctors.


Keywords: medical education, social and humanitarian disciplines, bioethics, exemplary programs, professional competences, social risks of dehumanization of medical education.

Контакты: nns18@yandex.ru