ЭТИЧЕСКИЕ РИСКИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ПАЦИЕНТА


Михальченко Д.В. , Засядка Е.В.

г.Волгоград, Волгоградский государственный медицинский университет

Резюме

Все конфликты с пациентами, возникающие в практике врача-стоматолога, можно разделить на две группы: конфликты, возникающие на почве отсутствия доверия к врачу и конфликты, возникающие из-за врачебных ошибок. Доведение конфликта до стадии судебного разбирательства связано с общей недооценкой стоматологами не только этико-психологического, но и этико-правового статуса пациента как потребителя стоматологических услуг. Врачи достаточно критично оценивают фиксируемый в опыте статус пациента. Его негативные черты – отказ от лечения, несоблюдение режима и рекомендаций врача. Одной из главных причин отказа от лечения и несоблюдения его режима является низкий уровень медицинской культуры населения. Профилактическая работа в стоматологии стала делом личной инициативы врача. Врачи воспринимают статус пациента стоматологической практики как целостность, не разделяя его на стоматологический, этико-психологический, эстетический и этико-правовой. Основным препятствием в реализации своей профессиональной роли они считают некомплаентность и низкую гигиеническую грамотность пациентов стоматологического профиля.


Ключевые слова: этико-психологический статус пациента, уровень медицинской культуры, комплаентность, конфликт, фобийность, врач-дантист, потребители медицинских услуг.

Abstract

All conflicts arising in dental practice can be divided into two groups: conflicts which arise due to lack of confidence in a dentist and conflicts which result from medical errors. Resolution of such conflicts through litigation is related to the general underestimating not only ethical and psychological, but also ethical and legal status of patients as consumers of dental services by dentists. Usually, dentists critically evaluate the patients’ past clinical experience. Failure to follow the treatment plan as well as non-compliance with the prescribed medical treatment or dentist’s advice are considered as negative aspects of the patient’s past clinical experience. One of the main causes of failure to follow the treatment plan and non-compliance with the prescribed treatment is low level of medical awareness of patients. Prevention in dental practice has become one of the current self-initiatives of the dentist. Dentists perceive the status of the dental patient as an integral phenomenon and do not divide it into dental, ethical and psychological, aesthetic, ethical and legal constituents. The main barriers to the professional practice of the dentist include non-compliance and hygienic ignorance of dental patients.


Keywords: ethical and psychological status of patient, level of medical awareness, compliance, conflict, phobia, doctor-dentist relationship, consumers of medical services.

Контакты: nns@volgograd.ru