Студенты могут — преподавателям тоже пора: о чем спорили на конгрессе «РОСМЕДОБР»
Одним из ключевых вопросов, вызвавших живой интерес ученых на IV Международном конгрессе «РОСМЕДОБР» в Москве стала тема использования искусственного интеллекта в подготовке медицинских кадров.
Секцию «Искусственный интеллект в обучении: тьюторы, LLM и аналитика, которые дают результат» модерировал доцент кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии, заведующий лабораторией фармакоэкономики, цифровой медицины и искусственного интеллекта Научного центра инновационных лекарственных средств ВолгГМУ Максим Фролов. Он же представил доклад, в котором обозначил современные подходы в применении искусственного интеллекта в высшем медицинском и фармацевтическом образовании на примере преподавания клинических дисциплин.
Поговорили с Максимом Юрьевичем о перспективах более плотного внедрения ИИ в образовательный процесс в медицинском вузе.
«Важная мысль выступления — современные методики преподавания в высшей школе должны не только учитывать, но и опережать опыт студентов в использования нейросетей», - говорит ученый.
В своей гипотезе он рассматривает современные педагогические и организационные подходы к интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс.
«Использование ИИ в высшем медицинском и фармацевтическом образовании сегодня находится в экспериментальной зоне: методики применения активно развиваются, но нормативная база и регламенты ещё формируются. На этом фоне студенты самостоятельно применяют ИИ-сервисы для решения учебных задач - от подготовки к занятиям и генерации домашних работ до ответов на контрольные вопросы и имитации собственных рассуждений. В такой ситуации преподавателю необходимо хорошо ориентироваться в возможностях и ограничениях общедоступных ИИ-инструментов и использовать их в качестве элемента новаторской педагогической практики», - продолжает известный российский фармаколог.
По его мнению, большие языковые модели позволяют сегодня адаптировать учебный материал под уровень и потребности конкретного обучающегося, помогая сопровождать его индивидуальную образовательную траекторию. При этом ИИ не создаёт новых знаний, но обеспечивает их представление в нужной форме, помогает упорядочивать изученный материал и применять его в клиническом контексте.
«ИИ уже сегодня позволяют существенно упростить и ускорить работу преподавателя. Один из наиболее востребованных вариантов - помощь в создании тестов и клинических задач, включая адаптацию под актуальные клинические рекомендации и нужный уровень сложности. Это снижает рутинную нагрузку и может обеспечить быстрое обновление учебных материалов», - отмечает Максим Фролов.
Доцент ВолгГМУ честно признается - опытный преподаватель сегодня может отличить тексты, полностью или частично сгенерированные ИИ: они узнаваемы по структуре, стилистике, деталям. Однако при проверке большого количества работ или необходимости аргументировать подозрение в использовании ИИ автоматизированный анализ может стать удобным вспомогательным инструментом.
«ИИ может выступать в роли пациента, коллеги или руководителя, позволяя студенту, ординатору и врачу отрабатывать клиническое мышление, коммуникацию и принятие решений в безопасной среде. Такой формат даёт гибкость и позволяет настраивать сложность сценария под уровень обучающегося. Чтобы эффективно работать с ИИ-сервисами, нужен достаточный опыт, который каждый преподаватель должен нарабатывать самостоятельно. ИИ сегодня – неотъемлемая часть современной общечеловеческой и профессиональной культуры. Врач и преподаватель во все времена являются интеллектуальной элитой общества. Выходит, должны соответствовать, быстро обучаться самим, и уметь уверенно пользоваться современными цифровыми инструментами», - уверен эксперт.

