Искусственный интеллект и советы опытных помогут сдать сессию и не потерять здоровье
Начинающие свой путь в медицинской науке исследователи – Никита Дорофеев и Евгений Фролов – изучили, как поставить искусственный интеллект на службу здоровью студентов-медиков. Это особенно актуально в период сдачи сессии.
Результаты исследования «ИИ-ассистент для поддержки здоровья студентов-медиков: исследование пользовательского опыта» вошли в сборник научных работ, подготовленных в рамках 83-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины», которая состоялась в ВолгГМУ. Научным руководителем выступила преподаватель кафедры физической культуры и здоровья ВолгГМУ Светлана Валова.
Молодые ученые исследовали деятельность ИИ-ассистента для персонализированной поддержки здоровья студентов-медиков, проведя анализ образа жизни участников. Выявлено, что высокая учебная нагрузка, стресс и нерегулярность образа жизни негативно сказываются на здоровье студентов-медиков. Результаты исследования подтвердили востребованность рекомендаций по ЗОЖ: организации режима дня, питания и физической активности. Анализ образа жизни показал, что у 85% студентов нарушен режим сна, питание почти 80% отличается несбалансированностью, а более чем у половины – недостаток физической активности. Особенно эти негативные явления обостряются в период сессии.
Разработка цифровых решений на базе ИИ позволяет формировать персонализированные рекомендации, способствующие улучшению качества жизни и повышению продуктивности.
Исследовали 14 студентов-медиков, использующих разработанный сервис в течение 10 дней. Участники заполнили анкеты, дающие представление о распорядке дня, питании, физической активности, эмоциональной устойчивости и социальной активности. Затем проводился диалог с ИИ-ассистентом для уточнения данных и получения персональных рекомендаций. Каждый день студенты обсуждали с ИИ-сервисом прошедший день и получали рекомендации от «цифрового друга».
В отношении ИИ-помощника более 70% отметили удобство в его использовании, 92% пришли к выводу о правильности его рекомендаций насчет питания, а вот советы про режим дня высоко оценили 71%. Выявлены ограничения, требующие гибкой настройки рекомендаций.
Перспективу развития этого направления исследователи видят в доработке ритмов персонализации, интеграции с фитнес-трекерами и цифровыми планировщиками, а также адаптацию рекомендаций в зависимости от учебных циклов. Тем не менее молодые ученые Никита Дорофеев и Евгений Фролов считают:
- Искусственный интеллект продемонстрировал свой потенциал как инструмент поддержки здоровья студентов. После доработки и интеграции с цифровыми платформами функционал сервиса может быть расширен.
Студентка 4 курса 11 группы педиатрического факультета Анна Жукова:
- Я придерживаюсь принципа, что в период сессии наиболее важно грамотно спланировать своё время: так, чтобы не только успеть повторить весь учебный материал, но и уделить время на полноценный сон, занятия спортом и общение с друзьями. При подготовке очень помогает лекционный материал и конспекты с семинарских занятий — как правило, преподаватели делают акцент на самых важных моментах в темах, которые обязательно спросят на экзамене. Кроме того, я часто использую техники тайм-менеджмента, например, правило 50/10: ставлю таймер на 50 минут и старательно изучаю вопросы в течение этого времени, а после делаю 10-минутный перерыв, повторяя данный цикл раз за разом.