400066, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1
В фарватере востребованности
Волгоградский государственный медицинский университет играет особую роль для региона
Мощная научноисследовательская база и уникальный опыт, накопленный не одним поколением учёных и преподавателей, помогают коллективу вуза занимать лидирующее положение на территории. Можно без преувеличения сказать, что и медицину юга России трудно представить сегодня без специалистов, которые учились в городе на Волге.
В ВолгГМУ готовят врачей не только для своего региона, но и Республики Калмыкия, некоторых районов Астраханской, Ростовской областей и даже Краснодарского края. Кроме того, ежегодно кафедры и специалисты университета оказывают специализированную и высокотехнологичную помощь десяткам тысяч больных. А при планировании научноисследовательских работ чётко прослеживается практическая направленность решаемых проблем. Их во все времена в охране здоровья было немало. Но главное, что многие из них всётаки решаются. Надо сказать и другое, от того, какие методики и технологии будут применять больницы и поликлиники, зависит, удастся ли достичь поставленных Президентом России целей в плане увеличения продолжительности жизни, сокращения в том числе младенческой и детской смертности. Опередовых образовательных технологиях и о том, как встречает новый учебный год ВолгГМУ, интервью с ректором университета, доктором медицинских наук Владимиром ШКАРИНЫМ.
– Владимир Вячеславович, Вы возглавляете один из крупнейших медицинских вузов на юге России. Какие специальности были востребованы больше всего и популярны в период вступительной кампании 2024 г?
– В этом году к нам было подано 21 943 заявлений. Это на тысячу больше показателей прошлого года. Конкурс на бюджетные места составлял от 2 до 35 человек, а проходной балл варьировал от 145 до 279 баллов по сравнению с 140266 в 2023 г.
Наиболее популярными традиционно являлись такие направления подготовки, как «лечебное дело», «стоматология» и «педиатрия».
Всего на первый курс ВолгГМУ по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры поступили 1 217 человек. При этом набор в рамках квоты целевого приёма, выделенной для комитета здравоохранения Волгоградской области, был выполнен на 100%.
Впервые в вуз поступили заявления от абитуриентов из всех регионов России.
– В состав университета входит Пятигорский медикофармацевтический институт (ПМФИ), ранее академия. Фармация и фармакология попрежнему остаются одним из приоритетов в деятельности вуза?
– ВолгГМУ и его филиал в Пятигорске многие годы успешно занимаются разработкой лекарственных средств. Особое внимание развитию науки лично уделяет министр здравоохранения России Михаил Альбертович Мурашко, считающий, что именно новые разработки смогут повлиять и на увеличение продолжительности жизни человека и повысят её качество. Поэтому наши учёные, разделяя такой подход, находятся в постоянном научном поиске. Если говорить о ВолгГМУ, это касается и новых лекарственных препаратов, и методик оперативного лечения, и средств реабилитации, и алгоритмов оказания помощи…
Мы, как врачи, сейчас видим колоссальную потребность в том, чтобы максимально быстро восстановить здоровье человека, особенно если речь идёт об участниках специальной военной операции. Многие из них получили серьёзные ранения, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации. Понимая это, сотрудники нашего коллектива решили внести свой вклад в их возвращение в строй или восстановление прежнего качества жизни. Опираясь на собственные наработки, мы провели целый ряд исследований. В частности, в лабораториях изучали свойства различных веществ. Так, был обнаружен биотрансформируемый материал, способный замещать и стимулировать восстановление костных тканей. Он показал высокую эффективность при оперативных вмешательствах на костных тканях, преимущественно челюстнолицевой области. Уточним также, что разработка может применяться в качестве остеозамещающих средств, для заполнения дефектов костной и хрящевой тканей в хирургии и стоматологии. Препарат обеспечивает повышенную способность к остеоинтеграции и стимулирует репаративные процессы костеобразования с восстановлением биоэквивалентного (нормального) костного матрикса.
Исследования были начаты в ПМФИ в 2016 г. Препарат уже прошёл разнообразные научные и прикладные экспертизы и признан победителем в программе «УМНИК». На сегодня разработана технология получения медицинского материала «Биоассемилирумый материал минералоорганического комплекса для регенерации костной ткани»; получен лабораторный образец разрабатываемого продукта; определена оптимальная форма и способ применения медицинского материала – в форме геля для заполнения костного дефекта (костного кармана). Установлено, что лабораторный образец оказывает стимулирующее действие на рост и пролиферацию остеобластов.
В нашем университете разработан новый биоразлагаемый гидрофильный перевязочный материал с ферментативной активностью на основе хитозана. Над его созданием совместно работали учёные Волгоградского государственного медицинского и технического университетов. За основу взят экологичный и биоразлагаемый полимер хитозан – химическое вещество, получаемое из хитина, содержащегося в панцирях членистоногих, клеточных стенках грибов, синезелёных водорослях и некоторых бактериях. В новом материале хитозан соединён с ферментом химотрипсин, избирательно воздействующий только на нежизнеспособные ткани. По своему виду материал напоминает лёгкие губки, хорошо изменяющие свою конфигурацию. В результате совместной работы учёных определены требуемые свойства нового материала, ему придана механическая прочность, в состав внесён фермент. В итоге разработка приобрела важные для стимуляции ранозаживления свойства. Новое средство заживляет раны и с неблагоприятным течением.
– Новость последних дней – учёные ВолгГМУ получили разрешение Минздрава России на начало клинических испытаний «Дипиарона», агониста рецепторов GPR119. Расскажите об этом подробнее.
– Инновационный препарат для лечения сахарного диабета 2го типа был разработан фармакологами Научного центра инновационных лекарственных средств (НЦИЛС) вуза под руководством членакорреспондента РАН, профессора кафедры фармакологии и фармации Института НМФО ВолгГМУ Ивана Тюренкова. Уникальность «Дипиарона» заключается в способности сохранять бетаклетки поджелудочной железы, стимулировать выработку инкретинов и инсулина, уменьшать тощаковый и постпрандиальный уровень глюкозы в крови, снижать уровень потребление пищи и массу тела. Это позволит остановить прогрессирование заболевания и предотвратить поздние осложнения.
Учёные НЦИЛС отмечают, что в настоящее время наблюдается беспрецедентный рост заболеваемости сахарным диабетом. Аналогичные разработки в мировой клинической практике отсутствуют. Разработанный учёными ВолгГМУ препарат может стать ценным дополнением к комбинированной терапии диабета, улучшая прогноз течения заболевания.
В настоящее время уже начался набор пациентов для проведения клинических испытаний.
– Является ли ВолгГМУ участником программы стратегического академического лидерства «Приоритет2030»? С какими программами вы связываете реализацию новых амбициозных планов, изменилось ли благодаря им качество подготовки врачей?
– ВолгГМУ пока не является участником программы стратегического академического лидерства «Приоритет2030», но у нас есть своя стратегия долгосрочного развития вуза до 2030 г. Мы рассчитываем, что она позволит вывести университет в безусловные лидеры по ряду показателей. Не секрет, что новая национальная система образования меняет подход к обучению. Активно внедряются индивидуальные образовательные траектории, формируются инструменты создания сложных образовательных сред и программ работы с мотивацией всех участников образовательного процесса. В этой связи особое значение приобретает медицинское образование, перед ним стоит задача обучить врачей в парадигме новых трендов и компетенций.
Основным вектором трансформации вуза в ближайшие 10 лет считаю переход к эффективной модели государственного человекоцентричного университета.
Цель нашей долгосрочной программы стратегического развития – стать лидирующим трансформационным вузом юга России, который вносит значимый вклад в глобальную конкурентоспособность Волгоградской области и развитие системы здравоохранения страны. В результате реализации программы развития учебное заведение достигнет целевой модели путём трансформации университета в уникальную экосистему. Она обеспечит эффективную взаимосвязь всех «экогрупп» учебного заведения. Она будет отличаться проактивным развитием навыков человекоцентричности в целом, пациентоцентричности в практической деятельности и формированием человекоцентричной среды внутри и вокруг университета. В науке благодаря трансформационным работам планируется обеспечить системный рост результативности фундаментальных и поисковых исследований при реализации стратегических проектов. Целевая модель предполагает глобальную трансформацию системы образования. Благодаря этому будут внедрены современные подходы оценки компетенций с включением траекторий по личностному профилю, кроссконтекстных навыков, необходимых в медицине.
В рамках программы «ВУЗРЕГИОН» планируется расширение и модернизация клинических баз университета с созданием семи экспертных центров, интегрированных в площадку клинической апробации и трансфера медицинских инновационных технологий.
Стратегический проект предполагает трансформацию научной и инновационной деятельности ВолгГМУ в направлении создания наукоёмкой системы полного цикла, генерирующей и концентрирующей фундаментальные, прикладные научные знания и инновации в области активного долголетия.
– Вы возглавляете ВолгГМУ с 2019 г. Через год разразилась пандемия. Это было время борьбы с опасной инфекцией и вместе с тем активного внедрения дистанционных технологий. На ваш взгляд, можно ли значительную часть предметов в медицинском вузе преподавать в удалённом формате? Или всётаки обучение у постели больного остаётся незыблемым правилом?
– Считаю, что современные технологии крайне эффективно влияют на качество образования. Именно поэтому, когда началась пандемия, мы в рекордные сроки построили самый современный на юге страны Центр электронного медицинского образования. Это 3 тыс. м2 учебного пространства. Планировка была осуществлена в стиле современного медицинского стационара, создано 37 оснащённых высокотехнологичным оборудованием симуляционных палат и диагностических кабинетов, 2 цифровые аудитории на 100 рабочих мест, актовый зал на 90 человек, 4 зоны отдыха для посетителей. Центр электронного медицинского образования стал ключевым связующим звеном в практической подготовке специалистов. Задачами, стоящими перед центром, являются практическая подготовка студентов, ординаторов и врачей в соответствии с их профессиональным стандартом по инновационным методам диагностики и лечения заболеваний, а также возможность формирования технологии редко используемых навыков и их регулярное повторение. Преимуществами центра является реалистичное обучение без риска для пациента, возможность отработки редких видов вмешательств без первичного стресса для обучающихся, объективная оценка действий. На его базе развёрнуты 3 гибридных симуляционных отделения с функцией быстрой трансформации под клиническую ситуацию. В рабочем процессе используется только настоящее медицинское оборудование, позволяющее приблизить сценарий проводимой симуляции к максимальной реальности.
Амбулаторнополиклинический блок, хирургический, педиатрический модуль центра представлены современными роботизированными манекенами с функцией обратной связи. Развёрнуты палаты для виртуальных лапароскопических вмешательств и анестезиологического сопровождения пациентов. Комплекс позволяет отрабатывать командную работу за операционным столом, что особенно важно при оказании экстренной медицинской помощи, когда требуется выполнить необходимое количество лечебных мероприятий за ограниченное время. Палаты функциональной диагностики позволяют провести симуляцию различных патологических процессов и поставить перед курсантом задачи разной степени сложности.
В системе предусмотрено более 400 симуляций учебных сценариев. Это УЗИдиагностика органов брюшной полости, сердца, малого таза, лёгких. Палаты детской интенсивной терапии позволяют отрабатывать навыки оказания реанимационной помощи детям от 0 до 12 лет. Система способна симулировать сложнейшие ситуации, которые, к сожалению, могут приводить к гибели пациента в случае отсутствия надлежащей врачебной практики. Особое внимание в симуляционных сценариях уделено новорождённым детям, малышам, рождённым с экстремально низкой массой тела. Симуляция помогает отработать как сложные ситуации по первичной реанимации ребёнка, так и повседневные навыки ухода за ним в условиях инкубатора, палаты интенсивной терапии. Кроме того, на базе центра работает передовой медийный комплекс для проведения видеоконференций, работы с презентациями и видеоконтентом.
– В следующем году исполнится 20 лет, как была создана университетская многопрофильная клиника. Её передача вузу явилась знаменательным событием. Можно ли сказать, что большинство кафедр
ВолгГМУ находятся в этом клиническом центре? Или их место в крупных многопрофильных больницах города на Волге?
– В настоящее время Волгоградский медицинский университет располагает 41 клинической кафедрой, клинические базы вуза находятся в 78 медицинских организациях. Недавно мы открыли инновационную площадку подготовки и повышения квалификации врачей в Волгоградском областном онкологическом диспансере. Как подчеркнул губернатор Андрей Иванович Бочаров, мы показали эталон, и сейчас начнётся системная работа по созданию современных условий на других кафедрах на базе ведущих клиник. Это новый проект, инициированный главой региона, и мы обязательно его реализуем. Конечно же, клиника № 1 ВолгГМУ Минздрава России также является базой для подготовки врачей. Принято решение о строительстве пятиэтажной пристройки. Недавно клиника № 1 получила несколько зданий бывшей городской больницы № 3 Волгограда. И уже в скором времени здесь начнётся капитальный ремонт и оснащение медицинской техникой. Всё это позволит увеличить объёмы оказания медицинской помощи и расширить базу для практического обучения студентов.
– Как оплачивается работа клиники и баз? Есть ли возможность шаг за шагом проводить их переоснащение?
– Работа клиник оплачивается из средств федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования, средств федерального бюджета и от приносящей доход деятельности. Выделяются также субсидии на приобретение оборудования и выполнение капитальных ремонтов. Стационар оказывает высокотехнологичную помощь пациентам как из Волгоградской области, так и других регионов страны. Поэтому мы не ищем возможности, а постоянно развиваем материальнотехническую базу нашей клиники. Ежегодно закупаются новые образцы медицинской техники. Так, врачи клиники № 1 ВолгГМУ Минздрава России начали выполнять новый вид исследований пациентам с заболеваниями сердца. Стрессэхокардиография – это метод, который позволяет оценить состояние и функцию сердечной мышцы в условиях нагрузки на миокард во время занятий на велотренажёре. Это исследование выполняется на аппарате УЗИ экспертного класса, что позволяет отслеживать функциональные изменения в сердечной мышце и клапанах непосредственно в момент физической активности в режиме реального времени. Кроме того, в этом году у пациентов появилась возможность пройти процедуру чреспищеводной эхокардиографии.
Учёные ВолгГМУ внедряют в клиническую практику новые методы лечения. Например, желчекаменной болезни. Так, ежегодно в России выполняется около 230 тыс. оперативных вмешательств, направленных на удаление желчного пузыря, однако устранение конкрементов из желчных протоков требовало ещё одной полноценной операции. Благодаря разработке учёных ВолгГМУ у пациентов появилась возможность пройти одноэтапное лечение холецистохоледохолитиаза, которое позволяет значительно ускорить период послеоперационной реабилитации.
– С каждым годом медицина становится всё более технологичной. При этом меняются и подходы к обучению будущих врачей. Удаётся ли активно внедрять инновационные формы: занятия на симуляторах, 3Dмоделях, цифровые технологии – учебный процесс?
– Я уже рассказал о возможностях нашего Центра электронного медицинского образования. Добавлю только, что кроме него мы создали дополнительно симуляционную аптеку для фармацевтов и аналогичную лабораторию для будущих врачейбиохимиков, действует центр стоматологических практик. Открыли и ещё один центр – доврачебной помощи и аккредитации специалистов среднего профессионального образования. В 2024 г. центр получил дополнительное симуляционное оборудование, в результате чего появилась возможность расширить его возможности, обеспечить в том числе реализацию программ повышения квалификации для действующих врачей. При вузе действует Центр молодёжного инновационного творчества «Биопечать». Там в том числе 3Dмоделированием занимаются школьники – наши будущие абитуриенты.
– Если говорить о медицинских школах, то какие фамилии корифеев, трудившихся в
ВолгГМУ вы назвали бы в первую очередь?
– За 90 лет ежедневной научной работы сформированы целые династии учёных. Важно, что ученики смогли сохранить наследие своих наставников и передать его новым поколениям врачей. Прежде всего я бы отметил вклад профессора Александра Михайловича ВОДОВОЗОВА. Заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор возглавлял кафедру офтальмологии на протяжении 30 лет. В своё время предложил оригинальный метод офтальмохромоскопии, сконструировал офтальмохромоскоп, дал характеристику офтальмохромоскопической картины важнейших заболеваний глазного дна, описал ряд новых офтальмологических симптомов. Его многолетний опыт исследования глазного дна светом различного спектрального состава был обобщён в монографииатласе «Офтальмохромоскопия». Параллельно с офтальмохромоскопией профессор А.Водовозов и его ученики проводили разработку комплексного метода диагностики дна глаза в трансформированном свете.
Ефим Александрович МАГИД – д.м.н., профессор, первый заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, имел разнообразную сферу научных интересов, вёл активную научную деятельность. В серии работ о затруднённом прорезывании нижних зубов мудрости им были разработаны вопросы этиологии, патогенеза, клиники и профилактики этой распространённой патологии. Предложены классификация осложнений, оригинальный флюорографический метод ранней диагностики затруднённого прорезывания зубов мудрости, комплексный метод терапии, диспансеризации, пути профилактики различный осложнений. Новое направление в решении проблемы верхушечного периодонтита было положено работами по исследованию динамики рентгенологических и морфологических изменений в периапикальных тканях, нервных ганглиях, внутренних органах, иммунологических изменений в крови и лимфе при экспериментальном верхушечном периодонтите на фоне нормальной иннервации и при её деафферентации. Разработаны эффективные методики заапикальной терапии деструктивных форм периодонтита, комплексного лечения верхушечного периодонтита с использованием физических методов и блокады ветвей тройничного нерва.
Из тех, кто продолжает работу сегодня, справедливо отметить вклад Александра Алексеевича СПАСОВА. Он – профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, разработал систему прогноза и поиска биологически активных веществ и сформировал научное направление по фармакологии и химии нового класса веществ – конденсированных производных бензимидазола. По некоторым перспективным веществам, проявляющим антиаритмическую, гипогликемическую, антиагрегантную, противоязвенную и антиоксидантную активность. А.Спасов принимал участие в создании на разных этапах разработки лекарственных препаратов, биологически активных добавок к пище, выпускаемых в России и за рубежом. Им создана научная школа в области фармакологии. Он автор почти сотни авторских свидетельств, отечественных и зарубежных патентов, научного открытия.
– Владимир Вячеславович, вопрос, который вам нельзя не задать. Как вы оцениваете потребности практического здравоохранения в специалистах? Существует ли их дефицит в регионе?
– Тема действительно острая и многогранная. И это при том, что государство постоянно увеличивает контрольные цифры приёма студентов в медицинские вузы, работают федеральные и региональные меры материальной и социальной поддержки, а уровень заработной платы медицинским работникам находится на пристальном контроле главы государства. Была даже инициатива о введении особых требований к профессиональному уровню врачей частной медицины. Она основана на двух ключевых аргументах. Первое – безусловно, врач частной медицины, услуги которого недёшевы и с лихвой компенсируются из кармана пациента, должен иметь высокий уровень компетенций, а это, как известно, и достаточный опыт, и высокий уровень квалификации. Второе – молодой специалист должен получить этот опыт там, где его знания особенно остро востребованы, а именно в государственных больницах и поликлиниках, в том числе сельских. И, пожалуй, самое главное. Давайте не забывать, что основной контингент обучающихся в медицинском университете студентов получает образование, я подчёркиваю, за счёт государства. То есть за наш с вами счёт. А обратиться к специалисту, которого мы выучили, гражданин может только при условии достаточного количества денежных средств. Получается, что пациент платит дважды. Отмечу, что представители частных клиник пока за свои средства ещё ни одного врача не подготовили. Справедливо ли это? Считаю, что обсуждение этой темы стоит продолжить.
– Много ли выпускников университета уезжает на работу в другие страны?
– Да, наши выпускники работают врачами во многих странах мира. Обучение иностранных студентов в университете ведётся с 1962 г., за это время подготовлено около 5 тыс. врачей для зарубежья. По количеству иностранных обучающихся ВолгГМУ занимает лидирующие позиции среди медицинских университетов. В настоящее время в вузе с учётом филиала в Пятигорске обучаются более 3 тыс. иностранцев. В 2020 г. первый заместитель председателя Правительства России, а ныне министр обороны Андрей Белоусов вручил нам за второе место сертификат и кубок победителя премии «Экспортёр года» в номинации «Экспортёр года в сфере услуг» в категории «Крупный бизнес».
– Каким вы видите университет через 3, 5, 10 лет?
– Университет – это экосистема, которая должна постоянно развиваться и трансформироваться. Многое зависит от специалистов. Мы делаем ставку на молодых учёных, вовлечённых в проектную инновационную научную деятельность, в составе ведущих научных коллективов. Проект по формированию кадрового резерва из числа студентов, ординаторов и аспирантов «Начни карьеру в ВолгГМУ!» реализуется в университете с 2021 г.
За это время траекторию личного профессионального развития по направлениям преподавательской, научной и медицинской деятельности построили 95 выпускников. Из них уже приступили к работе более 30 молодых специалистов. Сейчас среди трудоустроенных в ВолгГМУ сотрудников – 25 ассистентов кафедр, 4 врача клиник, 2 младших научных сотрудника научного центра и 2 медицинские сестры. При этом участники программы могут совмещать преподавание и работу в практическом здравоохранении. Вуз нуждается в молодых людях, которые займут лидирующие позиции в профессорскопреподавательском составе. У нас продолжают преподавать профессора из Москвы, СанктПетербурга и других городов. С нашей выпускницей и профессором, которая сейчас живёт в Малайзии, ежегодно организуем международные симпозиумы.
– Что помогает вам сохранить высокую трудоспособность и позитивный настрой в работе и жизни?
– Любимое дело, трудолюбие, милосердие, готовность помочь людям и результат, который я вижу каждый день. Максимальная сопричастность к подготовке молодых кадров, выпускников, которые продолжают традиции и привносят новое в развитие медицинского образования. Таким должен быть весь жизненный и трудовой путь. Надо свято следовать своим убеждениям и клятве Гиппократа. И конечно же, занятия спортом и поддержка семьи.
Алексей ПИМШИН. Медицинская газета