Ученые ВолгГМУ предложили врачам поиграть с пациентами

23 декабря 2025

@Главная

Ученые ВолгГМУ предложили врачам поиграть с пациентами

Одной из главных проблем современного здравоохранения, на протяжении уже многих лет, остается приверженность пациента лечению – граждане не всегда считают нужным выполнять рекомендации врача в полном объеме: принимать своевременно и в нужной дозировке лекарства, соблюдать диету, увеличивать физическую активность. Так происходит, когда болезнь, например, протекает без ярко выраженных симптомов, а сам пациент не осознает тяжесть своего заболевания. Это приводит к стремительному ухудшению состояния здоровья и увеличению стоимости лечения. 

Пути решения проблемы обсудили ученые Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России, которые предложили программу «Бонус здоровья», реализованную в виде мобильного приложения. В основе – принцип геймификации, а иными словами – игры. 

«Используя мобильное приложение, пациенты "зарабатывают" монеты здоровья, выполняя различные задания. Цель - повысить их продолжительность жизни, обучить основам рациональной жизнедеятельности», - рассказывает доцент кафедры лучевой, функциональной и лабораторной диагностики Института НМФО ВолгГМУ, врач функциональной диагностики Альберт Пром. 

врач функциональной диагностики Альберт Пром

По его словам, в настоящее время нет единого определения «геймификации в системе здравоохранения», а разработанная в Волгограде игра для пациентов может дать старт новому направлению в медицине. Ученые провели социологическое исследование, в рамках которого опросили врачей 24 специальностей из 27 лечебных учреждений Волгоградской области. Выяснилось, что 1/3 опрошенных врачей готовы применять принципы геймификации в работе с пациентами. Преимущественно это касается молодых врачей, со стажем работы менее 10 лет. Нейтральное отношение к новой методике продемонстрировали 56 % опрошенных, а отрицательно высказались всего 4 врача. 

«Данные результаты дают осторожное оптимистическое основание для перспективы широкого внедрения методики геймификации в реальную клиническую практику, в том числе для развития инновационных методик дистанционного взаимодействия медицинских организаций с пациентами», - заключил доцент ВолгГМУ Альберт Пром. Он подчеркнул, что мир стоит на пороге масштабных изменений в сфере здравоохранения и в них заинтересовано множество сторон: пациенты, врачи, исследователи, коммерческие компании, студенты медицинских вузов.

Методику уже обсудили ученые России и зарубежных стран в рамках III Международной научно-практической конференции «Актуальные аспекты подготовки и профессиональной деятельности медицинских специалистов». Соорганизаторами конференции выступили кафедры безопасности жизнедеятельности, а также русского языка и социально-культурной адаптации и кафедры философии, биоэтики и права ИОЗ им. Н.П. Григоренко ВолгГМУ.

Представленные результаты вызвали оживленную дискуссию, в частности научное сообщество взволновал вопрос этического восприятия новой методики: стоит ли предлагать пациенту игру, когда речь идет, например, о таком серьезном заболевании, как ишемическая болезнь сердца? 

«Вся наша жизнь игра, сказал еще Шекспир. Конечно, в век глобальной цифровизации, должны перестраиваться не только пациенты, но и врачи. Ничего плохого в этом нет, особенно если речь идет о возможности повысить комплаентность пациента к лечению: увлечь его, мотивировать к более внимательному отношению к собственному здоровью. Кроме того, это не совсем игра, а больше профилактическая парадигма предполагающая контроль основных критериев здоровья. А внедрение таких методик возможно только с согласия пациента. Сейчас важнее говорить о необходимости пересмотра врачами подходов к лечению пациентов с использованием современных инновационных методик», - отметила эксперт в вопросах этики и деонтологии, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ВолгГМУ, доктор социологических наук, кандидат медицинских наук, профессор Алёна Доника. 

Доклады, представленные на конференции, были посвящены медико-социальным, педагогическим и лингвистическим проблемам профессионального образования и деятельности в сфере здравоохранения.