Государственная организация
Проблемно-ориентированное обучение: новый подход к подготовке будущих врачей
22 декабря 2025
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
Проблемно-ориентированное обучение: новый подход к подготовке будущих врачей
Коллаборация кафедр гистологии, эмбриологии, цитологии, фундаментальной и клинической биохимии, нормальной физиологии и анатомии впервые позволила реализовать проект, направленный на внедрение проблемно-ориентированного обучения в образовательный процесс на младших курсах университета. Этот уникальный опыт стал возможным благодаря тесному межкафедральному сотрудничеству при непосредственном участии специалистов клинического звена. Совместными усилиями преподавателей были разработаны методические материалы для проведения занятий, направленных на формирование у студентов навыков самостоятельного анализа клинических ситуаций.
Особенностью данного проекта стало создание специального учебного кейса, основанного на смоделированной клинической ситуации по острой сердечно-сосудистой недостаточности. Вместо традиционного семинара студенты 2 курса лечебного факультета получили уникальную возможность учиться применять полученные ранее знания по таким дисциплинам, как биохимия, физиология и морфология, непосредственно к решению конкретной проблемы пациента. Такой подход позволяет будущим врачам лучше осознать взаимосвязь между различными аспектами медицинской науки и увидеть, как теория помогает определять практические задачи.
Студентам было предложено самостоятельно решить ряд вопросов, касающихся диагностики заболевания. Под руководством опытных преподавателей они выявляли проблемы и разрабатывали собственные стратегии решения, используя накопленные ими знания и развивая умение мыслить критически и творчески подходить к принятию решений.

Проблемно-ориентированный метод показал целый ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Во-первых, он способствует развитию самостоятельности и ответственности студентов, поскольку именно они становятся активными участниками образовательного процесса. Во-вторых, этот подход позволяет глубже усвоить материал, так как знания приобретаются не пассивно, а активно, в процессе исследования реальных медицинских случаев. Такая форма обучения поможет подготовить будущих врачей к профессиональной деятельности, приближенной к реальности, что повышает уровень готовности обучающихся перед клиническими дисциплинами.
Таким образом, участие четырех кафедр в данном проекте продемонстрировало высокий потенциал проблемно-ориентированного обучения для повышения качества образования в медицинском вузе. Полученный опыт будет использован для дальнейшего совершенствования методики и внедрения её в учебный процесс других факультетов и специальностей. Ведь подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих развитым клиническим мышлением, является одной из важнейших задач современного высшего медицинского образования.
Этот проект стал первым положительным примером сотрудничества междисциплинарных коллективов внутри университета и подтвердил эффективность внедрения современных подходов к обучению будущих врачей. Подобное сотрудничество открывает новые перспективы для развития образовательной среды и улучшения качества подготовки молодых специалистов, готовых эффективно работать в условиях современной медицины.
Декан лечебного факультета, к.м.н., доцент О.В.Фёдорова