Общая информация


В.Б. Мандриков

Руководитель рабочей группы по реализации Проекта – В.Б. Мандриков,  профессор кафедры физической культуры и здоровья

Адрес: 400001; г. Волгоград, ул. КИМ, д.18
Телефон: (8442) 94-77-89

E-mail: vbmandrikov@volgmed.ru

Секретарь Проекта – Н.В. Замятина, доцент кафедры физической культуры и здоровья

Приказ "О реализации Проекта по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов и сотрудников ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России"

Мероприятия "Дорожной карты" оптимизации эколого-гигиенического воспитания студентов и сотрудников ВолгГМУ на 2021-2025 г.г.


На сегодняшний день наиболее важными и приоритетными задачами образовательной политики государства являются сохранение и укрепление здоровья молодежи. Для реализации этой задачи требуется целенаправленная разработка концепции, содержащей в своей основе компоненты, с одной стороны, сохранения и укрепления здоровья, а с другой, с позиции морали и ценностного осознания каждым участником образовательного процесса важности и необходимости собственного физического самосовершенствования.

Перед структурами вуза стоит задача научить студентов не только систематически организовывать собственную оздоровительную деятельность, но и активно использовать ее средства в системе научной организации обучения с учётом будущей профессии специалиста здравоохранения. Рассматривая содержание деятельности ВолгГМУ по охране здоровья студентов, очевидно, что её важнейшей неотъемлемой чертой является интеграционное взаимодействие различных форм организации учебного и внеучебного процесса. Основой её является взаимодействие самых разных структур вуза. Система представляет собой сочетание действий, определяющих разнообразный набор и сочетание форм, приёмов, методов, средств, которые обеспечивают практико-ориентированное погружение студентов в специально созданную среду. Это система специально созданных форм и технологических единиц, ориентированных на повышение уровня здоровья и творческое использование ценностей здорового образа жизни будущих специалистов. Соблюдение её принципов укрепляет психофизическое здоровье, прививает навыки культуры здоровой жизнедеятельности, способствует приобретению здоровьесберегающих компетенций, повышает эффективность социального взаимодействия, через которое происходит «здоровое» становление будущего специалиста.

В 2010 году была разработана  и успешно реализована  концепция интеграции усилий руководства ВолгГМУ и создан «Координационный Совет по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов».  С каждым годом деятельность Координационного совета расширялась: состав ежегодно пополнялся новыми подразделениями, интеграционная взаимосвязь которых позволила выполнить целый ряд задач и вывести вуз в число передовых учебных заведений юга России, а затем и на всероссийский уровень.

С 2021 года Координационный Совет был преобразован в Проект по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов и сотрудников ВолгГМУ.

Основной целью работы Проекта является координация деятельности подразделений вуза, заинтересованных в создании благоприятной здоровьеформирующей среды. Суть его - реализация проектов ЗОЖ, намеченных отдельными кафедрами и структурными подразделениями с четкой постановкой задач, выделением необходимых средств, строгой отчетностью, проведением анализа, выявлением ошибок и недоработок, выработкой стратегии решения проблем. На пятилетнюю перспективу составлена и утверждена Дорожная карта выполнения плана, определены ответственные лица.

 Основные задачи Проекта эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов и сотрудников ВолгГМУ:

- интеграционное взаимодействие в преподавании медико-биологических, естественно-научных, доклинических дисциплин;

- привлечение студентов в научные исследования в направлении здоровьесбережения;

- организация внеучебной физкультурно-спортивной деятельности;

- участие в конкурсах: «Вуз Здорового образа жизни», «Здоровый университет», «На лучшую постановку массовой оздоровительной и физкультурно-спортивной работы» и др.

- организация оздоровительной работы структур вуза: участие в форумах, мероприятиях федерального, регионального масштаба, посвященные ЗОЖ, поездки на соревнования, работа беговых, футбольных, велоклуба, участие в АССК, работа спортивных секций вуза и оздоровительных групп, поездки в санатории и профилактории, работа оздоровительно-спортивного лагеря и загородных баз, работа психологической службы, проведение дней здоровья, тематических праздников, акций, выставки библиотеки, создание тематических роликов в медиа-студии;

- просветительская и пропагандистская работа, широкое освещение деятельности по охране здоровья в интернет-пространстве: в социальных сетях, мессенджерах, публикации на сайте вуза, в местной газете, печатных изданиях;

- обучение персонала и привлечение студентов и сотрудников к сдаче норм ГТО;

- продвижение оздоровительной работы на международный уровень: привлечение к соревнованиям иностранных студентов, соревнования среди землячеств, всероссийские соревнования среди иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, привлечение иностранных студентов в составы сборных команд по видам спорта в вузе.

Основными организаторами деятельности Проекта является Рабочая группа – представители кафедр и подразделений ВолгГМУ, заинтересованных в решении поставленных задач:

- Клиника семейной медицины, доверенный врач;

- научная часть, НОМУС;

- сотрудники кафедр Института общественного здоровья: общей гигиены и экологии, медико-профилактических дисциплин, общей и клинической психологии, физической культуры и здоровья, кафедра Медицинской реабилитации и спортивной медицины и др.;

- спортивный клуб «Медик», ССК «Импульс»;

- студенческий совет, ВОД «Волонтеры-медики»;

- профком ВолгГМУ;

- ФОК «Волгомед»;

- вузовский информационный ресурс, библиотека, студия «Аллегро».

 

Технологическая структура построения здоровьесберегающего пространства ВолгГМУ разделена на несколько блоков - мониторинг сфер деятельности ВолгГМУ, анализ деятельности, разработка рекомендаций.

1. Диспансеризация, донозологическая физиолого-гигиеническая диагностика:

- медицинский осмотр студентов (клиника семейной медицины, доверенный врач, профильные кафедры)

- диагностика функционального состояния органов и систем (клиника семейной медицины, доверенный врач, кафедра физической культуры и здоровья)

- диагностика психофизического состояния (клиника семейной медицины, кафедра общей и клинической психологии)

- ведение «паспорта здоровья» (кафедра физической культуры и здоровья, клиника семейной медицины, доверенный врач)

- мониторинг физической работоспособности (кафедра физической культуры и здоровья)

- диагностика санитарно-гигиенических условий на учебных базах, на местах занятий, соревнований (кафедра общей гигиены и экологии)

- мониторинг динамики умственной работоспособности, состояния психоэмоциональной сферы (клиника семейной медицины, кафедра общей и клинической психологии)

2. Изучение проблем образа жизни студентов

- питания

- физической активности

- условий проживания

- условий обучения

- вредных привычек (кафедра общей гигиены и экологии, студенческий совет, «волонтеры-медики», профком)

3. Анализ информации от подразделений, выявление причинно-следственных связей, разработка и внедрение профилактических мер, способствующих оптимизации различных аспектов здоровья и учебной деятельности студентов, внесение изменений в содержание образовательного процесса.

4. Создание условий жизнедеятельности студентов, адекватных требованиям образовательного процесса и благоприятных для саморазвития, самосовершенствования и повышения уровня здоровья.

На ближайшие три года была составлена и утверждена руководством Дорожная карта деятельности.

Достижения.

В 2013 году по итогам Всероссийского конкурса образовательных учреждений ВО Минздрава РФ на звание «Вуз ЗОЖ» среди 56 медицинских и фарм. вузов, ВолгГМУ стал победителем и награждён дипломом I степени в номинации «За формирование и продвижение ценностей здорового образа жизни в вузе посредством творчества и социальной рекламы»; в 2014 году Совет Ректоров медицинских и фармацевтических вузов России принял решение: «Присудить звание победителя Открытого публичного Всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования Минздрава РФ на звание «Вуз здорового образа жизни» с вручением Кубка и диплома Первой степени ВолгГМУ; в 2016, 2017, 2018  г.г. вуз был победителем в номинации «За создание условий для здоровьеформирующей деятельности и модернизации материально-технической базы в целях реализации оздоровительных мероприятий и здорового образа жизни»; в 2018 г. «За эффективную реализацию здоровьеформирующей деятельности и пропаганду здорового образа жизни» и  «За достижения в физкультурно-спортивной деятельности студентов, сотрудников и эффективную агитацию, и пропаганду занятий физической культурой и спортом». По итогам 2018 года наш вуз во второй раз одержал победу и вновь получил высокое звание «Вуз здорового образа жизни».

В 2021 году Ассоциацией по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения «Здоровые города, районы и поселки» совместно с Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ был организован Открытый Конкурс среди образовательных организаций высшего образования «Здоровый университет».  По итогам конкурса 2021 года ВолгГМУ присвоено второе место и присуждено звание «Здоровый университет» в номинации «Разработка практик по популяризации здорового образа жизни в вузах».

По результатам работы Конкурсной комиссии  в 2022 году «Волгоградскому государственному медицинскому университету» присвоено 2 место и присуждено звание «Здоровый университет» в номинации «Эффективная система вовлечения обучающихся и сотрудников в ЗОЖ». Всего в конкурсе приняло участие 135 образовательных организаций и более 100 научных работ и проектов.