Главная страница »» Новости сайта »» ЦМС ВолгГМУ: Первое заседание в 2018 году

Лента новостей

Заседание ЦМС 31 января 2018

31 января в актовом зале ВолгГМУ традиционно открылось заседание центрального методического совета. Высокому собранию предшествовало знакомство членов совета и гостей с организованной научно-фундаментальной библиотекой экспозицией материалов, выпущенных преимущественно профессорско-преподавательским составом ВолгГМУ, касающихся вопросов заседания.

Председатель ЦМС, профессор В.Б. Мандриков огласил повестку дня, где были представлены следующие темы для рассмотрения: значение научно-исследовательской работы сотрудников и студентов для улучшения качества образовательного процесса в университете; новые возможности развития фундаментальной науки в ВолгГМУ; отчет о создании инклюзивной образовательной среды в ВолгГМУ и ее перспективы.

Виктор Борисович особо подчеркнул актуальность рассматриваемых вопросов в аспекте требований Роспотребнадзора к научной составляющей образовательного процесса.

Первое слово было предоставлено проректору по научной работе ВолгГМУ профессору М.Е. Стаценко, который выступил с докладом «Научная работа студентов и преподавателей в образовательной деятельности». Михаил Евгеньевич сообщил собравшимся о мировой тенденции общества, основанной на знании. Было сказано, что: «Общество, приходящее на смену предыдущему в начале XXI века, являет собой, прежде всего общество – основанное на знании, общество знания (knowledge society) или обучающееся общество (learning society) в самом широком смысле этого слова. В настоящее время следует тенденция к развитию «экономики знаний» (образование, здравоохранение). Университет превращается в ключевой центр производства и распространения знания».

Современный университет призван обучать студентов в неизменно меняющемся мире при условиях: интернационализации науки и образования, которые подразумевают знание языков, основ кросс-культурной коммуникации и академической мобильности; роста значения внешнего («внебюджетного») финансирования и грантов, в то время как «традиционный» университет чужд идеям получения прибыли как основной цели своей деятельности; международных рейтингов и сравнений.

Профессор М.Е. Стаценко поставил аудитории риторический вопрос: «Где сейчас это старое доброе время –  мел и губка, мудрец за кафедрой?», за которым, им же, дан ответ: Теmроrа mutantur et nos mutamur in illis – Времена меняются, и мы меняемся с ними».

Динамика развития современных вузов отмечает, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а так как знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, курсовых, дипломных, выпускных квалификационных работ (ВКР), участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. выдвинула и определила новые требования к модернизации диагностики, лечения и профилактики заболеваний. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-3+) выпускник должен быть готов к выбору разнообразных видов деятельности в системе здравоохранения, в том числе инновационной, клинической, методической и научно-исследовательской. Данные виды научно-исследовательской работы должны быть организованы кафедрами и научными подразделениями вуза под контролем деканатов и отдела производственной практики.

Научно-исследовательская работа (НИР) является обязательным разделом подготовки специалиста. При разработке программы НИР вуз должен предоставить возможность обучающимся: участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию НИР по теме (заданию); составлять отчёты по теме или её разделу; выступать с докладом на научной конференции. На каждом этапе должно быть обеспечено научное консультирование научно-педагогическим работником вуза.

В процессе выполнения НИР и оценки её результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций у обучающегося. Обычно, присутствие работодателей обеспечивается в рамках защиты дипломных и выпускных квалификационных работ.

Проректор по научной работе предложил формы и методы НИР, позволяющие привлечь студентов к научному творчеству:

- научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс и проводимая в учебное время (в том числе при прохождении учебной практики) в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов);

- научно-исследовательская работа, выполняемая студентами во внеучебное время (в основном в рамках СНО/НОМУС).

Для младших курсов основными формами НИР студента в рамках учебного процесса является: подготовка рефератов; индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска; участие в предметных кружках.

Студентами предусмотрена НИР в учебном процессе в виде курсовых и дипломных работ, ВКР по специальностям: «Медико-профилактическое дело», «Биотехнические системы и технологии», «Менеджмент», «Педагогическое образование» (профиль биология), «Биология» (профили: генетика и биохимия), «Фармация», «Медицинская биохимия», «Социальная работа» и «Клиническая психология».

Формы НИР студентов во внеучебное время существующие в нашем вузе сегодня – это работа в НОМУС. Чаще всего она представлена как студенческие научные кружки (более 1000 студентов) и научные конференции и олимпиады, проводимые при кафедрах вуза. Использование НОМУС как подготовку публикаций и оформление патентов применяется заметно реже. НОМУС как участие студентов в хоздоговорных темах, грантах, федеральных целевых программах – очень редко, скорее исключение.

В дальнейшем Михаил Евгеньевич назвал инновации в работе НОМУС ВолгГМУ, а именно: 1) работа с наукометрическими базами данных, 2) медицинская статистика, 3) написание тезисов для конференции и статьи в журнал, 4) подготовка презентации для устного выступления. Также было упомянуто о «Недели науки в ВолгГМУ», которая включала:

  • - день научного кино с показом научно-образовательного фильма,
  • - мастер-класс по тайм-менеджменту,
  • - медицинский КВИЗ,
  • - цикл мастер-классов в рамках ШМИ (школа молодого исследователя),
  • - съезд МНО (молодежное научное общество) медицинских и фармацевтических вузов ЮФО (южный федеральный округ),
  • - тренинг по социальному взаимодействию,
  • - первые медицинские дебаты.

Михаил Евгеньевич напомнил, что в июле 2017 года в спортивно-оздоровительном лагере ВолгГМУ с 17-28 июля проходил форум «Медицинская наука-2017» в рамках НИРС во внеучебное время. Основной формой (правилами) НИРС, выполняемой во внеучебное время должно стать привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрами по госбюджетной и хоздоговорной тематике. В группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Все это позволит обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Руководство работой студентов должно осуществляться преподавателями, научными сотрудниками и аспирантами, работающими в группе.

Содокладчиком выступил председатель совета НОМУС ВолгГМУ, доцент В.Л. Загребин, который дополнил выступление М.Е. Стаценко, сообщением об «Обучение проектной деятельности молодых ученых для улучшения качества образовательного процесса в университете», а именно рассказал о направлениях работы МОО ФМНО (федерация молодежных научных обществ): обучающие школы; открытые лекции; конференции; съезды; форумы; конкурсы грантов.

Валерий Леонидович подробно рассказал о прошедшем в июле Молодежном образовательном форуме «Медицинская наука-2017», в котором: приняли участие – более 60 студентов; проведено – 43 программных мероприятий образовательной и спортивно-развлекательной направленности; сгенерировано – 90 проектных идей; защищено – 16 социальных и 16 инновационных проектов. В.Л. Загребиным подробно были проиллюстрированы все пункты программы форума. Положительным результатом дискуссии по вопросу был, принятый единогласно, проект решения: 1) выпускающим кафедрам создать банк тем курсовых и дипломных (в том числе ВКР) работ студентов; 2) кафедрам и научным подразделениям вуза шире использовать научное оборудование кафедр и научных подразделений для выполнения НИР студентами, а также активнее привлекать к проведению научных исследований, написанию статей, подготовке к участию в научных конференциях; 3) предусмотреть в смете расходов вуза статью по финансированию НИР студентов (в учебное и внеучебное время: расходные материалы, амортизация и ремонт научного оборудования, командировки и др.); 4) в рамках ЦМС вуза и ЦМК по дисциплинам регулярно рассматривать вопросы, связанные с научной работой студентов  в образовательной деятельности; 5) деканатам, совместно с отделом по производственной практике, согласовать планирование, реализацию и подведение итогов НИР в рамках реализации учебного плана ООП.

С вторым актуальным вопросом заседания выступил помощник ректора по инновационному развитию А.В. Стрыгин с докладом «Новые возможности развития фундаментальной науки в ВолгГМУ». В своем сообщении Андрей Валерьевич подробно рассказал о структурных подразделениях, входящих в состав, накануне введенного в эксплуатацию, Научного центра инновационных лекарственных средств. Сказано, что это современный научно-учебный комплекс, оснащенный высоко-современным, аналитическим парком оборудования, направленным на разработку новых оригинальных лекарственных средств, а также на подготовку высококвалифицированных кадров, как для работы в данном центре, так и для работы в практическом и научном секторе. На базе Центра располагаются следующие подразделения:

- лаборатория высокопроизводительного скрининга и рецепторологии (проведение диверсификационного и сфокусированного высокопроизводительного скрининга химических соединений in vitro);

- лаборатории фармакокинетики и метаболизма лекарственных средств (изучение фармакологической кинетики и метаболизма действия новых потенциальных лекарственных средств);

- лаборатория морфофармакологии (проведение патогистологических, иммуногистохимических, молекулярно-биологических исследований методами оптической, электронной растровой и трансмиссионной микроскопии);

- лаборатория лекарственных средств метаболического действия (поиск новых потенциальных лекарственных средств для лечения сахарного диабета, атеросклероза, регуляции гемореологии и тромбогенеза методами фармакологического скрининга in vivo и in vitro);

- лаборатория клеточных технологий (выделение и поддержка клеточных культур, их использование для высокопроизводительного скрининга, исследования механизма действия лекарственных средств и цитотоксикологии);

- лаборатория геномных и постгеномных технологий и генотоксикологии позволяющая: исследование механизмов действия лекарственных средств на клетки, на основе изучения изменений экспрессии генов, а так же выявление генов и белков, связанных с различными заболеваниями. Станет возможным разработка лекарственных препаратов с маркерами их действия (выделение белков и нуклеиновых кислот, секвенирование нуклеиновых кислот, ПЦР, капиллярный электрофорез, цитофлюориметрия, Q-TOF и MALDI-TOFF, масс-спектрометрия). Проведение независимых сертификатных анализов образцов животного происхождения с помощью ПЦР, идентификация неизвестных генетических элементов, изучение токсических свойств веществ и материалов и многое другое, так же будет осуществимо;

- лаборатория химико-фармацевтических технологий предназначена для разработки лабораторных и опытно-промышленных регламентов производства. Опытно-промышленный участок готовых лекарственных форм предназначен для производства 1000-5000 упаковок/сутки готовых лекарственных форм);

- экспериментально-биологическая клиника, предназначена для приема и содержания лабораторных животных, которые будут предоставляться для проведения экспериментов;

- лаборатория специфической токсичности (изучение аллергенности, иммунотоксичности и мутагенности новых потенциальных лекарственных средств);

- лаборатория сердечно-сосудистых средств (поиск противоаритмических, антиангинальных и антигипертензивных лекарственных средств, препаратов для лечения нарушений мозгового кровообращения методами фармакологического скрининга in vivo и in vitro);

- лаборатория нейропсихотропных средств (поиск новых потенциальных лекарственных средств для лечения нейродегенеративных поражений ЦНС, антидепрессантов, анксиолитиков, противосудорожных и обезболивающих лекарственных средств методами фармакологического скрининга in vivo и in vitro);

- лаборатория общей токсичности (доклиническое изучение токсичности (острой, подострой, хронической) новых потенциальных лекарственных средств при различных путях введения);

- лаборатория репродуктивной токсичности (доклиническое изучение и оценка влияния новых потенциальных лекарственных средств на процессы сперматогенеза).

А.В. Стрыгин подчеркнул, что парк высокоточного и инновационного оборудования постоянно расширяется и это позволяет говорить о большем спектре исследований, как в области доклинических исследований, так и научном спектре. Данный контекст открывает новые возможности в области научных исследований, проводимых на кафедрах и подразделениях Университета. Оборудование позволит расширить рамки научных исследований, а также осуществить коллаборацию между теоретическими и клиническими кафедрами. Все это даст возможность участия в серьезных грантах, в которых из-за отсутствия технопарка подача заявки была невозможна. Обучение практическим навыкам и познание современных методов исследований позволят нашим студентам старших курсов профильных факультетов, дипломникам, аспирантам, ординаторам повысить свои профессиональные навыки, углубить знания по основным направлениям лабораторий. Выполнение научно-исследовательских работ на базе лаборатории геномных, постгеномных исследований и генотоксикологии даст возможность получить глубокие знания по основам медицинской генетики, освоить методы молекулярно-генетической диагностики, цитогенетического исследования, биохимических методов диагностики.

На базе лабораторий фармакокинетики возможно освоение современного масс-спектрометрического оборудования и принципов работы на нем, а также необходимости его в идентификации белков, определения изменений в их структуре вследствие различных взаимодействий, определение путей метаболизма различных лекарственных средств.

На базе лаборатории высокопроизводительного скрининга ординаторы медико-биологического факультета смогут освоить методы тестирования активности различных химических соединений на различных биохимических мишенях, способы получения стабильных клеточных линий.

Научно-производственная база позволит обеспечить студентам фармацевтического факультета повышение научно-исследовательской работы и качества учебно-методического процесса.

Подразделения научного центра позволят студентам-исследователям повысить качество и эффективность научно-исследовательской работы на всех основных этапах жизненного цикла лекарственного препарата, начиная от компьютерного прогноза биологической активности нового химического соединения и его рационального синтеза до углубленных доклинических исследований, фармацевтической разработки и получения, опытных партий нового препарата.

Организация учебного процесса на базе Центра позволит существенно улучшить освоение студентами выпускных курсов навыков по профильным темам и подготовки их к первичной аккредитации специалистов. Основным результатом организации учебного процесса студентов фармацевтического и медико-биологического факультетов на базе научного центра станет достижение эффективной интеграции образовательного процесса с технологиями практической разработки инновационных лекарственных средств, что, несомненно, обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов.

Проект решения был лаконичен и принят единогласно: 1) ответственными за научную работу на кафедрах рассмотреть возможность проведения исследовательских работ с использованием высокотехнологичного оборудования; 2) рассмотреть вопрос о проведении практических занятий и научных работ на базе инновационного центра для ординаторов, аспирантов и студентов профильных кафедр выпускных курсов.

Третьим важным вопросом повестки дня стал доклад «Анализ выполнения мероприятий по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России на 2014-2017 годы», с которым выступил ответственный по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, доцент Е.Г. Вершинин. В своем отчете Евгений Геннадьевич рассказал о выполненных мероприятиях по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в нашем Университете и ознакомил собравшихся с запланированными мероприятиями для включения их в перспективный план развития ВолгГМУ на 2018-2022 годы. Проект решения по вопросу принят единогласно: 1) реализацию мероприятий по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ВолгГМУ на 2014-2017 годы, в целом, одобрить; 2) с учётом запланированных мероприятий разработать «Перспективный план создания инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ВолгГМУ на 2018-2022 годы»; 3) согласовать смету расходов по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» по годам.

В прениях по вопросам повестки дня приняли участие проректор по учебной работе С.В. Поройский, декан стоматологического факультета Д.В. Михальченко, начальник отдела производственной практики П.Р. Ягупов.

В завершении председателем ЦМС В.Б. Мандриковым было подчеркнуто, что вуз не может быть аккредитован без обучения лиц с ОВЗ, а также других актуальных тем, поднятых на заседании. Виктор Борисович выразил признательность всем собравшимся в успешной реализации повестки дня и пожелал сил и терпения в подготовке к предстоящей в 2019 г. аккредитации.

Начальник УМО, профессор А.И. Краюшкин,
секретарь ЦМС, Е.В. Горелик.
Фото: В. Н. Морозкин

12.02.18 08:36; Опубликовал: Ирина Казимирова; Рубрика: Жизнь ВолгГМУ; Просмотров: 928; CTR: 0.78%;
Подразделение: Центральный методический совет


Вход для сотрудников

Контактная информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

400131, Россия, г. Волгоград,
площадь Павших Борцов, д. 1

Телефон: +7 (8442) 38-50-05
Приёмная комиссия: +7 (8442) 53-23-33
Foreign Department: +7 (8442) 38-30-28

http://www.volgmed.ru
1, Pavshikh Bortsov Sq., Volgograd,
400131, Russian Federation

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
Copyright © 2007-2019 Волгоградский государственный медицинский университет - Все права защищены