Преимплантационное генетическое тестирование: православно-христианская рефлексия этических проблем метода


Роман Евгеньевич Тарабрин

1Приволжский исследовательский медицинский университет, г.Нижний Новгород, Россия; 2Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, г.Москва, Россия

Резюме

Актуальность. Преимплантационное генетическое тестирование (ПГТ) используется в протоколах экстракорпорального оплодотворения для диагностики генетической патологии эмбрионов. Генетически дефектные эмбрионы не переносятся в полость матки, в результате чего процент рождения здоровых детей увеличивается. Целью работы - изучение этических проблем использования преимплантационного генетического тестирования в православно-христианском дискурсе.
Материалы и методы. Проведен анализ положений православной этики, выраженные в церковных постановления Русской Православной Церкви и общецерковном учении о нравственности, в контексте их применения для биотического анализа преимплантационного генетического тестирования.
Результаты. Несмотря на то, что ПГТ может иметь положительное значение для выбора способа родоразрешения в дальнейшем и для наиболее раннего начала внутриутробного лечения, данная практика встречает определенные этические возражения в православно-христианском дискурсе. Выявленные генетические нарушения эмбрионов при ПГТ побуждают женщину отказаться от переноса «больного» эмбриона, приводя в конечном счете к его гибели. Отсутствие внутриутробного взаимодействия между матерью и эмбрионом на этапе преимплантационной диагностики делает такой выбор легко осуществимым. Учитывая, что православное христианство утверждает начало жизни человека с момента зачатия, отказ от беременности «больным эмбрионом» будет равносильно его убийству. Кроме того, среди этических проблем ПГТ можно выделить возможность его использования для селекции эмбрионов по полу или по другим выбранным признакам, что также относится к безнравственным действиям в православном христианстве.
Заключение. Возможность участия православных пар во вспомогательных репродуктивных технологиях должна исключать использование этически неприемлемой в рамках православного христианства преимплантационного генетического тестирования. Супружеская пара, вступающая в протокол ЭКО должна быть готовой родить и воспитать такого ребенка, который получится в результате оплодотворения в пробирке.


Ключевые слова: экстракорпоральное оплодотворение, преимплантационное генетическое тестирование, христианская биоэтика, селекция эмбрионов

Abstract

Background: Preimplantation genetic testing (PGT) is used in In Vitro Fertilization to identify genetic abnormalities in embryos. Genetically defective embryos are not transferred to the uterus, resulting in a higher percentage of healthy babies born. Aim: to study the ethical problems of using preimplantation genetic testing in Orthodox Christian discourse.
Materials and methods: An analysis of the provisions of Orthodox ethics, expressed in the church resolutions of the Russian Orthodox Church and the general church teaching on morality, was carried out in the context of their application for the biotic analysis of preimplantation genetic testing.
Results: Despite the fact that PGT can have positive implications for the choice of the mode of delivery later on and for the earliest possible initiation of intrauterine treatment, this practice meets with certain ethical objections in Orthodox Christian discourse. Identified genetic abnormalities of embryos in PGT encourage women to refuse to transfer the "diseased" embryo, leading ultimately to its death. The absence of intrauterine interaction between a mother and an embryo makes such a choice easily feasible. Given that Orthodox Christianity affirms the beginning of human life from the moment of conception, refusing to become pregnant with a "sick embryo" would be tantamount to its murder. In addition, among the ethical problems of PGT is the possibility of the use thereof for the embryo selection according to sex or other chosen characteristics, which also belongs to immoral actions in Orthodox Christianity.
Conclusion: Thus, the possibility for Orthodox couples to participate in assisted reproductive technology must exclude the use of pre-implantation genetic testing, which is ethically unacceptable within Orthodox Christianity. The couple starting IVF should be ready to give birth and bring up such a child, who will be the result of the fertilization in vitro.


Keywords: In Vitro Fertilization, Preimplantation Genetic Testing, Christian bioethics, embryo selection

Контакты: romanscript@yandex.ru