Тенденции развития системы инклюзивного образования в высшей медицинской школе: адаптация, сопровождение, профессиональная готовность


А.Н. Жолудова, Д.Н. Оськин, О.В. Полякова, Е.Г. Вершинин

Рязань, ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, ФГБОУ ВО «Волгоградского государственного медицинского университета» Минздрава России, г. Волгоград

Резюме

В данной статье рассматриваются вопросы адаптации и организации образовательного процесса, условиях безбарьерной среды и готовности к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью и/или ОВЗ в условиях инклюзивного образования в медицинском вузе. Актуальность данной работы определена одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования – доступность высшего образования для людей с инвалидностью и/или ограниченными воз-можностями здоровья. Инклюзивное образование в вузе призвано обеспечить не только реализацию права лиц с инвалидностью и/или ОВЗ на получение высшего образование, но и решить проблемы социализации и профессиональной востребованности таких людей. В целях совершенствования процесса внедрения инклюзивного образования в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова было проведенного исследование, обозначены основные проблемы и пути их решения, связанные с организацией образовательного процесса, условиями безбарьерной среды и готовностью к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью и/или ОВЗ. Решению проблем способствуют также увеличение доли преподавателей вуза, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования; адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и/или лиц с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение и др. Организация образовательного процесса с использованием дистан-ционных образовательных технологий является одним из приоритетных условий обучения студентов с инвалидностью и/или ОВЗ. Использование данной технологии позволяет в значительной мере расширить и видоизменить некоторые стандарты образования для студентов с инвалидностью и/или ОВЗ, а именно создать каждому студенту с инвалидностью и/или ОВЗ индивидуальную траекторию развития в медицинском вузе. Предлагается использовать такие техники обучения, как: online-консультация преподавателей; VR-технологии; доступность учебных материалов 24/7; online-вебинары, которые способствуют включению таких обучающихся в учебную и научно-исследовательскую деятельность вуза. Профессионально организованные образовательное пространство и учебный процесс вуза обеспечивают не только высокий уровень овладения профессиональными компетенциями, но и способствуют формированию личностных качеств студентов с инвалидностью и/или ОВЗ, необходимых для их успешной социализации, жизни и деятельности в обществе.


Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптация, сопровождение, профессиональная готовность, лицо с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

Abstract

This article considers the issues of adaptation and organization of the educational process, barrier-free environment and readiness for professional activity of students with disabilities in inclusive education in conditions of inclusive education in a medical university. The relevance of this work is determined by one of the priority areas of state policy in the field of higher education – access to higher education for people with disabilities in inclusive education. Inclusive education at the university is designed to ensure not only the realization of the right of students with disabilities in inclusive education to higher education, but also to solve the problems of socialization and professional demand for such people. In order to improve the process of introducing inclusive education at the Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlov, a study was conducted, the main problems and ways of solving them were identified, related to the organization of the educational process, the conditions of the barrier-free environment and the readiness for professional activity of students with disabilities in inclusive education. An increase in the proportion of university teachers who have undergone advanced training in inclusive education also contributes to solving problems. Adaptation of educational programs and educational and methodological support for persons with disabilities includes psychological, pedagogical and tutor support etc. The organization of the educational process using distance education technologies is one of the priority conditions for teaching students with disabilities and/or HIA. The use of this technology makes it possible to significant-ly expand and modify some educational standards for students with disabilities in inclusive education, namely, to create an individual way for each student with disabilities in inclusive education in a medical university. It is proposed to use training techniques such as: online consultation of teachers; VR technologies; availability of training materials 24/7; online webinars that facilitate the inclusion of such students in the educational and research activities of the university. The professionally organized educational space and educational process of the university provide not only a high level of mastery of professional competencies, but also contribute to the formation of personal qualities of students with disabilities in inclusive education, necessary for their successful socialization, life and activity in society.


Keywords: inclusive education, adaptation, support, professional readiness, a person with a disability or limited health

Контакты: a.n.zholudova@yandex.ru