ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОВРЕМЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ


Е.Л. Коноплева, В.М. Остапенко

Смоленский государственный медицинский университет, Смоленск

Резюме

В статье рассматриваются актуальные проблемы этической регуляции современной сестринской практики, в частности, устойчивая тенденция, направленная на конфронтацию и разобщение медицинских работников и пациентов, а также причины этого явления. Правовая и этическая неподготовленность сестринского персонала приводит к игнорированию организации профессионального ухода за тяжелобольными и неподвижными пациентами. Медицинские сестры, перекладывая мероприятия ухода на случайных людей, резко ухудшают прогноз для пациентов из группы риска, демонстрируя непонимание сути своей профессии, а также системное нарушение целого ряда правовых и этических документов. В российском сестринском деле имеет место ситуация терминологической путаницы двух совершенно разных понятий: «профессиональный» и «домашний» уход. Независимость и автономия отечественного сестринского дела должны проявляться, в первую очередь, в организации профессионального – научно обоснованного, доказательного – ухода за пациентами. Уход тогда является профессиональным, когда он отвечает таким необходимым требованиям, как научность, системность, индивидуальность и протоколируемость. Обсуждается значение блока социально-гуманитарных дисциплин в до- и последипломном образовании медицинской сестры. Его задачи – обучение основам делового этикета, формирование этического мышления медицинской сестры и ее способности к эмпатии. Для преодоления синдрома эмоционального выгорания нужно не отстраняться от пациента, искусственно создавая ситуацию «духовной анестезии», а наоборот, сопереживать и идти ему навстречу. Воспитание навыков этического поведения медицинского работника требует соблюдения двух обязательных условий. Первое условие – достаточный объем блока медико-гуманитарных дисциплин в учебных планах и программах всех уровней подготовки сестринского персонала, включая программы последипломного образования. Второе условие преодоления разрыва теории обучения и практики непосредственной работы – поддержание режима «психической асептики» в лечебно-профилактических учреждениях. В частности, на базе больниц необходимы постоянно действующие совместные врачебно-сестринские этические тренинги. Следует активнее использовать позитивный опыт, связанный с организацией краудсорсинг-проектов.


Ключевые слова: биоэтика, этический кодекс, сестринское дело, профессиональный уход за больными, сестринские компетенции, реформа сестринского дела.

Abstract

The issues of the day of the ethic adjusting of modern sisterly practice are examined in the article, in particular, steady tendency, sent to confrontation and disconnect of medical workers and patients, and also reasons of this phenomenon. Legal and ethic unpreparedness of sisterly personnel results in ignoring of organization of professional care of seriously sick and immobile patients. Nurses, trusting a sisterly care to the casual people, dramatically worsen the prognosis for patients at high risk, demonstrating a lack of understanding of the essence of their profession, as well as violation of a number of legal and ethical documents. In Russian nursing there is a situation of terminological confusion of two completely different concepts: «professional» and «home» care. Independence and autonomy of profession of nurse must show up, foremost, in organization of the care of patients, based on scientific proofs. The professional caring must answer necessary requirements, such as scientific character, system, individual approach and documentation. Authors discuss the value of block of socially-humanitarian disciplines in education of medical sister. His tasks include teaching business etiquette, shaping the ethical thinking of the nurse and her ability to empathize (understanding and sharing the feelings of the other). Education of skills of ethic behavior of medical worker requires the observance of two obligatory conditions. The first condition is a sufficient volume of humanities in programs of all levels of preparation of sisterly personnel. The second condition of overcoming of break of theory of educating and practice of direct work is maintenance of the mode of «psychical asepsis» in medical establishments. In particular, on the base of hospitals the constantly operating joint medical-sisterly ethic training is needed


Keywords: bioethics, ethical code for nursing, professional nursing, nursing competence, reform of nursing.

Контакты: konopleva.alenushka@gmail.com