Главная страница »» Новости сайта »» Учебно-научно-методический форум «Актуальные проблемы и перспективы развития вузовской педагогики в ВолгГМУ»

Лента новостей

IMG_6958

30 мая 2018 года в рамках центрального методического совета ВолгГМУ состоялась конференция, позиционирующая вопросы современной педагогики высшей школы и дальнейшее их решение.

Программа конференции была разослана задолго до дебюта. В преддверии высокого собрания участникам была представлена тематическая литература, отражающая вопросы программы, где значительное число публикаций вышло из-под пера ученых нашей «альма-матер».

Во вступительном слове первый проректор ВолгГМУ, профессор В.Б. Мандриков обосновал актуальность поднимаемых тем программы конференции. Также Виктор Борисович вручил почетные знаки «За заслуги перед Университетом» III степени сотрудникам библиотеки ВолгГМУ: заведующей отделом учебной литературы Наталье Викторовне Яковлевой и заведующей отделом гуманитарно-просветительской работы Светлане Валерьевне Замылиной.

Первой трибуна принадлежала профессору А.И. Артюхиной, которая презентовала доклад «Школа педагогического мастерства ВолгГМУ в непрерывном педагогическом развитии преподавателей», содокладчиками выступали д.п.н, профессор В.Б. Мандриков и к.п.н., доцент В.И. Чумаков.

В докладе прозвучали позиции из государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020. Это, прежде всего, переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта, подготовке профессионального менеджмента, а также разработка, внедрение и институционализация инновационных технологий. Представлены ориентиры для развития непрерывного педагогического образования преподавателей медицинских вузов.

Александрой Ивановной озвучены проблемы и перспективы их решения в: организационно-методической, психолого-педагогической направленности педагога высшей школы, а также непрерывном развитии педагога медицинского вуза. Перспективы решения авторы видят в повышении престижа преподавания путём вознаграждения по результатам рейтинга преподавателей, выполнения эффективного контракта (при этом использовать все приёмы мотивации на занятиях повышения квалификации и возможности дать преподавателю в ходе повышения квалификации проявить свой талант и навыки преподавания); в заинтересованности преподавателя (при профессиональной переподготовки, предоставить выбор тем выпускной квалификационной работе, действительно актуальных для преподавателя). А на занятиях профессиональной переподготовки и повышении квалификации планируется реализовать инновационные технологии, а именно: задания на целеполагание, рефлексию, выстраивание собственной траектории педагогического развития – все это подводит преподавателя к персонализированному обучению.

Доцент В.И. Чумаков представил доклад «ИКТ-компетентность преподавателя медицинского вуза: проблемы и пути решения», содокладчиком выступил доцент М.В. Петров. Основной идеологией сообщения была аккредитация образовательных программ и требования к электронной информационной образовательной среде вуза.

Подробно дано разъяснение новому термину Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) организации, которая должна обеспечивать:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети интернет.

Так же докладчиками были продемонстрированы взаимодействие с подразделениями ВолгГМУ и этапы прохождения обучения.

Продолжила тему образования завкафедрой физики ВолгГМУ д.п.н, доцент С.А. Коробкова докладом «Анализ существующих проблем образования в ВолгГМУ и потенциальные способы их решения».

Светлана Александровна отметила, что «Ни для кого не секрет, что образование врача-специалиста непрерывно в силу своей специфики. Человек, связавший свою жизнь с медициной, призван учиться каждый день, пополняя свой багаж знаний из различных наук, чтобы оставаться высококвалифицированным специалистом и мастером своего дела».

Проблемы подготовки врача постоянно находятся в центре внимания, т.к. квалифицированные медицинские кадры являются значимой и ценной для общества частью ресурсов здравоохранения. Уровень врачебной квалификации характеризует эффективность всей системы здравоохранения. А потребность в высококвалифицированных врачебных кадрах способствует изменению концепции образования, и ставит перед высшей медицинской школой множество проблем, требующих постоянного решения.

Было сказано, что современные социокультурные условия, через призму нормативных документов, выдвигают все новые и новые требования к медицинскому образованию, определяя цели и задачи:

- придавать первостепенное значение качеству и педагогическому мастерству преподавателя, так как от них зависит уровень эффективности учебного процесса;

- максимально приближать образование к медицинской практике (так называемому обучению на рабочем месте);

- использовать современные методы подготовки медицинских кадров (модульное обучение, групповая динамика, применение компьютерной и аудиовизуальной технологий и прочее на всех этапах непрерывного медицинского образования).

Анализ опыта педагогической деятельности ряда медицинских вузов России, а также опыта работы преподавателей теоретических кафедр, проведение психолого-педагогических исследований позволяет выявить огромный спектр проблем, существующих на сегодняшний день в образовательных медицинских учреждениях. Так, продолжает С.А. Коробкова, «обучение российских студентов ориентировано на самостоятельное освоение учебных дисциплин, при этом не учитываются особенности современной студенческой молодежи, имеющей доступ к огромному объему для них информации. Зачастую студенты не умеют найти необходимую информацию и применить ее в практических целях. Несвойственное традиционным способам обучения новое мировоззрение и шаблонное и клиповое мышление большинства российских студентов ориентирует преподавателя медицинского вуза на поиск новых способов и методов обучения. Студент нового поколения другой - с одной стороны, он слабо ориентирован в образовательной деятельности и не знает, как самостоятельно получить знание, с другой – знает свои права и обязанности вуза в отношении предоставления ему образовательных услуг».

Проблема обучения иностранных студентов очень многогранна и требует отдельного внимания. По словам С.А. Коробковой «Вокруг обучения иностранных студентов сосредоточены проблемы: коммуникативного, психолого-педагогического, социокультурного, этнокультурного и другого характера, что требует отдельного внимания по созданию образовательной полиэтнокультурной среды в медицинском вузе».

Однако, нельзя утверждать, что обозначенные проблемы не решаются в медицинских вузах. Известно, что создаются симуляционные центры, развивается система наставничества, постоянно совершенствуется педагогическое мастерство преподавателей и многое другое.

Завкафедрорй общей гигиены и экологии ВолгГМУ, д.м.н., профессор Н.И. Латышевская, в своем докладе «Квест-технологии в системе оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода в гигиеническом образовании» проиллюстрировала новый подход к образованию на примере руководимой ею кафедрой. Подробно представлены следующие смысловые позиции:

Обзор современных креативных педагогических технологий. По мнению профессора Натальи Латышевской «Новые требования к высшему образованию предполагают в первую очередь изменения образовательного пространства. Эти изменения касаются не только содержания образования, но и используемых методов и технологий. Существенно меняются и сами участники образовательного процесса: поколение молодых людей, которое сегодня приходит в университет – принципиально иное. Часто их называют поколение Z (центениалы) – это первое поколение, появившееся в эпоху интернета, они не знают какой была жизнь без гаджетов, они не делят мир на цифровой и реальный, предпочитают смотреть, а не читать; интернет научил их "перекрестному" восприятию информации (привычка работать с материалами, наполненными гиперссылками)».

Использование инновационных педагогических технологий – один из путей совершенствования методов проверки знаний студентов и повышения качества учебного процесса. Оптимальным путем формирования системы оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных технологий, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций.

«К числу инновационных педагогических технологий относятся: - информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии, креативные технологии, игровые технологии, имитационные исполнения ролей, "деловой театр", психодрама и социодрама, технологии личностно-ориентированного образования, коллективные и групповые способы обучения, тренинги, коучинг, квизы, квесты и веб-квесты», – отметила Наталья Ивановна.

В оценке качества знаний студента существует предметный подход (проверка сформированности знаний, умений и навыков) и деятельностный подход (проверка сформированности компетенций, формирование поведенческой модели). В качестве реализации деятельностного подхода, на кафедре общей гигиены и экологии, выбрана квест-технология.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Большую популярность обрели квесты в виде командной игры, где команды следуют по заданному маршруту, выполняют задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить.

Положительные свойства квеста: легкость способов включения интернета в учебный процесс, овладение языком коммуникаций; возможность выполнения как в индивидуальном, так и групповом порядке; развитие критического мышления, а также умения сравнивать, анализировать, мыслить абстрактно.

Практика применения квест-технологии в виде командной игры на кафедре общей гигиены и экологии. Опыт проведения предлагается для обсуждения. «Для прохождения квеста студенты записываются в мини-группы. Участие и положительный результат работы студента в квесте будет рассматриваться как показатель, дающий бонус (дополнительные баллы) при оценке его успеваемости (согласно Положения о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов кафедры общей гигиены и экологии). Проводя квест, мы осуществили контроль возможности реализации общепрофессиональных и профессиональных компетенций в практической деятельности специалиста, приобретенных в курсе изучения модулей гигиена окружающей среды, гигиена питания, гигиена труда, гигиена лечебно-профилактических организаций, гигиена детей и подростков» - подчеркнула Наталья Ивановна.

В заключение конференции, коллектив авторов кафедры анатомии человека (А.И. Краюшкин, А.И. Перепелкин, Е.В. Горелик, Е.Ю. Ефимова) представил доклад на тему «Интерактивный формат учебно-методических изданий кафедры анатомии человека – фактор оптимизации образовательного пространства ВолгГМУ». А.И. Краюшкин начал свой доклад со слов Л. Толстого «Преподавание – это искусство. Поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование бесконечно». Подчеркнуто, что кафедра постоянно находится на пути поиска новых дидактических приемов. Одним из таких является интерактивное взаимодействие. Вместе с там, одно дело взаимодействие на вербальном уровне, другое – перенести его на лист бумаги. Анатомы Волгоградской школы на протяжении многих лет издавали учебную печатную продукцию в интерактивном формате. Это ноу-хау кафедры анатомии. Так в 2018 году вышло учебное пособие «Анатомия эндокринной системы», которое в настоящее время трансформируется в интерактивный режим. На страницах подобных изданий представлены современные, зачастую полученные учеными кафедрой, а так же краткие анатомические сюжеты на сохранность/выживаемость знаний, где ведется "живой" диалог слушателя и модератора, которые в рамках мастер-классов могут меняться местами. Часто поднимаются вопросы, на которые не редко, без посещения лекций, ответить сложно даже молодому преподавателю (оптимизация образовательного пространства в ВолгГМУ в целом). Представлены побуждения к действия, позволяющие реализовать возможности УИРС (учебно-исследовательская работа студента) в самых различных ракурсах: препараты отдельных органов, препараты органов с имитацией на них сосудов и нервов, электрифицированные стенды, модели органов в формате 3D анатомии, картины, что непременно ведет к главному методологическому принципу – связь с медицинской практикой, который имеет отношение к образовательному пространству вуза в целом.

Итогом работы форума Центральный методический совет единогласно утвердил резолюцию по каждому из пунктов программы конференции.

По вопросу «Школа педагогического мастерства ВолгГМУ в непрерывном педагогическом развитии преподавателей», ЦМС постановил: принять концепцию непрерывного развития педагогического образования для реализации на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета; осуществить соблюдение графика прохождения повышения квалификации кафедрами и согласовать штатное расписание преподавателей с расписанием курсов повышения квалификации; организовать на заседаниях кафедр регулярное обсуждение итогов обучения сотрудников на курсе педагогики и образовательных технологий и обеспечить внедрение педагогических инноваций на основе экспериментальной апробации в педагогический процесс структурных подразделений.

По вопросу «ИКТ-компетентность преподавателя медицинского вуза: проблемы и пути решения»: назначить ответственного на каждой кафедре за ведение электронной информационно-образовательной среды и ознакомить педагогический коллектив каждой кафедры с требованиями к информационно-коммуникационной компетентности преподавателей; провести курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по овладению электронной информационно-образовательной средой вуза со 100% охватом в июне-декабре 2018г.; создать "банк данных" электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий на каждой кафедре и активизировать консультативную и технологическую помощь со стороны центра дистанционных и виртуальных образовательных технологий кафедрам ВолгГМУ.

По вопросу «Анализ существующих проблем образования в ВолгГМУ и потенциальные способы их решения»: при проведении вступительных испытаний применять материалы, позволяющие оценивать межпредметный уровень знаний; на систематической основе проводить оценку студентами качества учебного процесса и работы преподавателей; расширить сотрудничество кафедр теоретических и фундаментальных дисциплин с коллегами медицинских вузов дальнего и ближнего зарубежья; продолжить создание учебно-методических материалов для российских студентов (с использованием ИКТ), для иностранных студентов (с использованием языка-посредника) и для студентов с ОВЗ (с использованием аудио- и видео средств).

По вопросу «Квест-технологии в системе оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода в гигиеническом образовании» решение утверждено в следующей редакции: признать целесообразным разработку и внедрение инновационных образовательных технологий, отвечающих требованиям меняющегося общества и запросам субъектов образовательного процесса, в первую очередь студентов нового поколения.

По вопросу «Интерактивный формат учебно-методических изданий кафедры анатомии человека – фактор оптимизации образовательного пространства ВолгГМУ» утвердили: с целью оптимизации усвоения студентами ВолгГМУ дисциплин различного профиля, принять во внимание опыт работы кафедры анатомии человека и рекомендовать кафедрам разработку технологии презентации печатной учебной продукции в интерактивном режиме.

Участники форума приняли активное участие в дискуссии по каждому пункту повестки дня. На поступившие вопросы авторами докладов были даны исчерпывающие ответы. В заключение конференции единогласно утверждены учебные материалы.

Председатель ЦМС проф. В.Б. Мандриков выразил особую признательность всем участникам высокого собрания, которым завершилась работа совета в текущем учебном году.

Председатель ЦМС, Первый проректор, профессор В.Б. Мандриков,
начальник УМО, профессор А.И. Краюшкин,
секретарь ЦМС, доцент Е.В. Горелик

Фото: В. Н. Морозкин

IMG_7016
IMG_7000
IMG_6983
IMG_6977
IMG_6972
IMG_6964
IMG_6958
IMG_6955
IMG_6952
IMG_6948
IMG_6942
IMG_6930
IMG_6918
IMG_6916
IMG_6912
IMG_6904
IMG_6901
IMG_6899
IMG_6895
 

 

06.06.18 17:12; Опубликовал: Ирина Казимирова; Рубрика: Жизнь ВолгГМУ; Просмотров: 630; CTR: 0.03%;
Подразделение: Центральный методический совет


Личный кабинет

Контактная информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

400131, Россия, г. Волгоград,
площадь Павших Борцов, д. 1

Телефон: +7 (8442) 38-50-05
Приёмная комиссия: +7 (8442) 53-23-33
Foreign Department: +7 (8442) 38-30-28

http://www.volgmed.ru
1, Pavshikh Bortsov Sq., Volgograd,
400131, Russian Federation

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
Copyright © 2007-2018 Волгоградский государственный медицинский университет - Все права защищены