Главная страница »» Новости сайта »» Учебно-научно-методический форум «Актуальные проблемы и перспективы развития вузовской педагогики в ВолгГМУ»

Лента новостей

IMG_6958

30 мая 2018 года в рамках центрального методического совета ВолгГМУ состоялась конференция, позиционирующая вопросы современной педагогики высшей школы и дальнейшее их решение.

Программа конференции была разослана задолго до дебюта. В преддверии высокого собрания участникам была представлена тематическая литература, отражающая вопросы программы, где значительное число публикаций вышло из-под пера ученых нашей «альма-матер».

Во вступительном слове первый проректор ВолгГМУ, профессор В.Б. Мандриков обосновал актуальность поднимаемых тем программы конференции. Также Виктор Борисович вручил почетные знаки «За заслуги перед Университетом» III степени сотрудникам библиотеки ВолгГМУ: заведующей отделом учебной литературы Наталье Викторовне Яковлевой и заведующей отделом гуманитарно-просветительской работы Светлане Валерьевне Замылиной.

Первой трибуна принадлежала профессору А.И. Артюхиной, которая презентовала доклад «Школа педагогического мастерства ВолгГМУ в непрерывном педагогическом развитии преподавателей», содокладчиками выступали д.п.н, профессор В.Б. Мандриков и к.п.н., доцент В.И. Чумаков.

В докладе прозвучали позиции из государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020. Это, прежде всего, переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта, подготовке профессионального менеджмента, а также разработка, внедрение и институционализация инновационных технологий. Представлены ориентиры для развития непрерывного педагогического образования преподавателей медицинских вузов.

Александрой Ивановной озвучены проблемы и перспективы их решения в: организационно-методической, психолого-педагогической направленности педагога высшей школы, а также непрерывном развитии педагога медицинского вуза. Перспективы решения авторы видят в повышении престижа преподавания путём вознаграждения по результатам рейтинга преподавателей, выполнения эффективного контракта (при этом использовать все приёмы мотивации на занятиях повышения квалификации и возможности дать преподавателю в ходе повышения квалификации проявить свой талант и навыки преподавания); в заинтересованности преподавателя (при профессиональной переподготовки, предоставить выбор тем выпускной квалификационной работе, действительно актуальных для преподавателя). А на занятиях профессиональной переподготовки и повышении квалификации планируется реализовать инновационные технологии, а именно: задания на целеполагание, рефлексию, выстраивание собственной траектории педагогического развития – все это подводит преподавателя к персонализированному обучению.

Доцент В.И. Чумаков представил доклад «ИКТ-компетентность преподавателя медицинского вуза: проблемы и пути решения», содокладчиком выступил доцент М.В. Петров. Основной идеологией сообщения была аккредитация образовательных программ и требования к электронной информационной образовательной среде вуза.

Подробно дано разъяснение новому термину Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) организации, которая должна обеспечивать:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети интернет.

Так же докладчиками были продемонстрированы взаимодействие с подразделениями ВолгГМУ и этапы прохождения обучения.

Продолжила тему образования завкафедрой физики ВолгГМУ д.п.н, доцент С.А. Коробкова докладом «Анализ существующих проблем образования в ВолгГМУ и потенциальные способы их решения».

Светлана Александровна отметила, что «Ни для кого не секрет, что образование врача-специалиста непрерывно в силу своей специфики. Человек, связавший свою жизнь с медициной, призван учиться каждый день, пополняя свой багаж знаний из различных наук, чтобы оставаться высококвалифицированным специалистом и мастером своего дела».

Проблемы подготовки врача постоянно находятся в центре внимания, т.к. квалифицированные медицинские кадры являются значимой и ценной для общества частью ресурсов здравоохранения. Уровень врачебной квалификации характеризует эффективность всей системы здравоохранения. А потребность в высококвалифицированных врачебных кадрах способствует изменению концепции образования, и ставит перед высшей медицинской школой множество проблем, требующих постоянного решения.

Было сказано, что современные социокультурные условия, через призму нормативных документов, выдвигают все новые и новые требования к медицинскому образованию, определяя цели и задачи:

- придавать первостепенное значение качеству и педагогическому мастерству преподавателя, так как от них зависит уровень эффективности учебного процесса;

- максимально приближать образование к медицинской практике (так называемому обучению на рабочем месте);

- использовать современные методы подготовки медицинских кадров (модульное обучение, групповая динамика, применение компьютерной и аудиовизуальной технологий и прочее на всех этапах непрерывного медицинского образования).

Анализ опыта педагогической деятельности ряда медицинских вузов России, а также опыта работы преподавателей теоретических кафедр, проведение психолого-педагогических исследований позволяет выявить огромный спектр проблем, существующих на сегодняшний день в образовательных медицинских учреждениях. Так, продолжает С.А. Коробкова, «обучение российских студентов ориентировано на самостоятельное освоение учебных дисциплин, при этом не учитываются особенности современной студенческой молодежи, имеющей доступ к огромному объему для них информации. Зачастую студенты не умеют найти необходимую информацию и применить ее в практических целях. Несвойственное традиционным способам обучения новое мировоззрение и шаблонное и клиповое мышление большинства российских студентов ориентирует преподавателя медицинского вуза на поиск новых способов и методов обучения. Студент нового поколения другой - с одной стороны, он слабо ориентирован в образовательной деятельности и не знает, как самостоятельно получить знание, с другой – знает свои права и обязанности вуза в отношении предоставления ему образовательных услуг».

Проблема обучения иностранных студентов очень многогранна и требует отдельного внимания. По словам С.А. Коробковой «Вокруг обучения иностранных студентов сосредоточены проблемы: коммуникативного, психолого-педагогического, социокультурного, этнокультурного и другого характера, что требует отдельного внимания по созданию образовательной полиэтнокультурной среды в медицинском вузе».

Однако, нельзя утверждать, что обозначенные проблемы не решаются в медицинских вузах. Известно, что создаются симуляционные центры, развивается система наставничества, постоянно совершенствуется педагогическое мастерство преподавателей и многое другое.

Завкафедрорй общей гигиены и экологии ВолгГМУ, д.м.н., профессор Н.И. Латышевская, в своем докладе «Квест-технологии в системе оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода в гигиеническом образовании» проиллюстрировала новый подход к образованию на примере руководимой ею кафедрой. Подробно представлены следующие смысловые позиции:

Обзор современных креативных педагогических технологий. По мнению профессора Натальи Латышевской «Новые требования к высшему образованию предполагают в первую очередь изменения образовательного пространства. Эти изменения касаются не только содержания образования, но и используемых методов и технологий. Существенно меняются и сами участники образовательного процесса: поколение молодых людей, которое сегодня приходит в университет – принципиально иное. Часто их называют поколение Z (центениалы) – это первое поколение, появившееся в эпоху интернета, они не знают какой была жизнь без гаджетов, они не делят мир на цифровой и реальный, предпочитают смотреть, а не читать; интернет научил их "перекрестному" восприятию информации (привычка работать с материалами, наполненными гиперссылками)».

Использование инновационных педагогических технологий – один из путей совершенствования методов проверки знаний студентов и повышения качества учебного процесса. Оптимальным путем формирования системы оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных технологий, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций.

«К числу инновационных педагогических технологий относятся: - информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии, креативные технологии, игровые технологии, имитационные исполнения ролей, "деловой театр", психодрама и социодрама, технологии личностно-ориентированного образования, коллективные и групповые способы обучения, тренинги, коучинг, квизы, квесты и веб-квесты», – отметила Наталья Ивановна.

В оценке качества знаний студента существует предметный подход (проверка сформированности знаний, умений и навыков) и деятельностный подход (проверка сформированности компетенций, формирование поведенческой модели). В качестве реализации деятельностного подхода, на кафедре общей гигиены и экологии, выбрана квест-технология.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Большую популярность обрели квесты в виде командной игры, где команды следуют по заданному маршруту, выполняют задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить.

Положительные свойства квеста: легкость способов включения интернета в учебный процесс, овладение языком коммуникаций; возможность выполнения как в индивидуальном, так и групповом порядке; развитие критического мышления, а также умения сравнивать, анализировать, мыслить абстрактно.

Практика применения квест-технологии в виде командной игры на кафедре общей гигиены и экологии. Опыт проведения предлагается для обсуждения. «Для прохождения квеста студенты записываются в мини-группы. Участие и положительный результат работы студента в квесте будет рассматриваться как показатель, дающий бонус (дополнительные баллы) при оценке его успеваемости (согласно Положения о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов кафедры общей гигиены и экологии). Проводя квест, мы осуществили контроль возможности реализации общепрофессиональных и профессиональных компетенций в практической деятельности специалиста, приобретенных в курсе изучения модулей гигиена окружающей среды, гигиена питания, гигиена труда, гигиена лечебно-профилактических организаций, гигиена детей и подростков» - подчеркнула Наталья Ивановна.

В заключение конференции, коллектив авторов кафедры анатомии человека (А.И. Краюшкин, А.И. Перепелкин, Е.В. Горелик, Е.Ю. Ефимова) представил доклад на тему «Интерактивный формат учебно-методических изданий кафедры анатомии человека – фактор оптимизации образовательного пространства ВолгГМУ». А.И. Краюшкин начал свой доклад со слов Л. Толстого «Преподавание – это искусство. Поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование бесконечно». Подчеркнуто, что кафедра постоянно находится на пути поиска новых дидактических приемов. Одним из таких является интерактивное взаимодействие. Вместе с там, одно дело взаимодействие на вербальном уровне, другое – перенести его на лист бумаги. Анатомы Волгоградской школы на протяжении многих лет издавали учебную печатную продукцию в интерактивном формате. Это ноу-хау кафедры анатомии. Так в 2018 году вышло учебное пособие «Анатомия эндокринной системы», которое в настоящее время трансформируется в интерактивный режим. На страницах подобных изданий представлены современные, зачастую полученные учеными кафедрой, а так же краткие анатомические сюжеты на сохранность/выживаемость знаний, где ведется "живой" диалог слушателя и модератора, которые в рамках мастер-классов могут меняться местами. Часто поднимаются вопросы, на которые не редко, без посещения лекций, ответить сложно даже молодому преподавателю (оптимизация образовательного пространства в ВолгГМУ в целом). Представлены побуждения к действия, позволяющие реализовать возможности УИРС (учебно-исследовательская работа студента) в самых различных ракурсах: препараты отдельных органов, препараты органов с имитацией на них сосудов и нервов, электрифицированные стенды, модели органов в формате 3D анатомии, картины, что непременно ведет к главному методологическому принципу – связь с медицинской практикой, который имеет отношение к образовательному пространству вуза в целом.

Итогом работы форума Центральный методический совет единогласно утвердил резолюцию по каждому из пунктов программы конференции.

По вопросу «Школа педагогического мастерства ВолгГМУ в непрерывном педагогическом развитии преподавателей», ЦМС постановил: принять концепцию непрерывного развития педагогического образования для реализации на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета; осуществить соблюдение графика прохождения повышения квалификации кафедрами и согласовать штатное расписание преподавателей с расписанием курсов повышения квалификации; организовать на заседаниях кафедр регулярное обсуждение итогов обучения сотрудников на курсе педагогики и образовательных технологий и обеспечить внедрение педагогических инноваций на основе экспериментальной апробации в педагогический процесс структурных подразделений.

По вопросу «ИКТ-компетентность преподавателя медицинского вуза: проблемы и пути решения»: назначить ответственного на каждой кафедре за ведение электронной информационно-образовательной среды и ознакомить педагогический коллектив каждой кафедры с требованиями к информационно-коммуникационной компетентности преподавателей; провести курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по овладению электронной информационно-образовательной средой вуза со 100% охватом в июне-декабре 2018г.; создать "банк данных" электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий на каждой кафедре и активизировать консультативную и технологическую помощь со стороны центра дистанционных и виртуальных образовательных технологий кафедрам ВолгГМУ.

По вопросу «Анализ существующих проблем образования в ВолгГМУ и потенциальные способы их решения»: при проведении вступительных испытаний применять материалы, позволяющие оценивать межпредметный уровень знаний; на систематической основе проводить оценку студентами качества учебного процесса и работы преподавателей; расширить сотрудничество кафедр теоретических и фундаментальных дисциплин с коллегами медицинских вузов дальнего и ближнего зарубежья; продолжить создание учебно-методических материалов для российских студентов (с использованием ИКТ), для иностранных студентов (с использованием языка-посредника) и для студентов с ОВЗ (с использованием аудио- и видео средств).

По вопросу «Квест-технологии в системе оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода в гигиеническом образовании» решение утверждено в следующей редакции: признать целесообразным разработку и внедрение инновационных образовательных технологий, отвечающих требованиям меняющегося общества и запросам субъектов образовательного процесса, в первую очередь студентов нового поколения.

По вопросу «Интерактивный формат учебно-методических изданий кафедры анатомии человека – фактор оптимизации образовательного пространства ВолгГМУ» утвердили: с целью оптимизации усвоения студентами ВолгГМУ дисциплин различного профиля, принять во внимание опыт работы кафедры анатомии человека и рекомендовать кафедрам разработку технологии презентации печатной учебной продукции в интерактивном режиме.

Участники форума приняли активное участие в дискуссии по каждому пункту повестки дня. На поступившие вопросы авторами докладов были даны исчерпывающие ответы. В заключение конференции единогласно утверждены учебные материалы.

Председатель ЦМС проф. В.Б. Мандриков выразил особую признательность всем участникам высокого собрания, которым завершилась работа совета в текущем учебном году.

Председатель ЦМС, Первый проректор, профессор В.Б. Мандриков,
начальник УМО, профессор А.И. Краюшкин,
секретарь ЦМС, доцент Е.В. Горелик

Фото: В. Н. Морозкин

IMG_7016
IMG_7000
IMG_6983
IMG_6977
IMG_6972
IMG_6964
IMG_6958
IMG_6955
IMG_6952
IMG_6948
IMG_6942
IMG_6930
IMG_6918
IMG_6916
IMG_6912
IMG_6904
IMG_6901
IMG_6899
IMG_6895
 

 

06.06.18 17:12; Опубликовал: Ирина Казимирова; Рубрика: Жизнь ВолгГМУ; Просмотров: 339; CTR: 0.04%;
Подразделение: Центральный методический совет


Авторизуйтесь ВКонтакте, чтобы иметь возможность оставить комментарий на этой странице.
Сервис комментариев, опросов предоставлен сайтом ВКонтакте. Модерация сообщений проводится два раза в сутки.
Мнение посетителей может не совпадать с точкой зрения администрации ВолгГМУ.

Личный кабинет

Контактная информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

400131, Россия, г. Волгоград,
площадь Павших Борцов, д. 1

Телефон: +7 (8442) 38-50-05
Приёмная комиссия: +7 (8442) 53-23-33
Foreign Department: +7 (8442) 38-30-28

http://www.volgmed.ru
1, Pavshikh Bortsov Sq., Volgograd,
400131, Russian Federation

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
Copyright © 2007-2018 Волгоградский государственный медицинский университет - Все права защищены